Жен d’Арт
В Московском музее современного искусства на Петровке открылась выставка.
Свой взгляд на «женскую» историю искусства в постсоветском пространстве» представляет наш обозреватель.

Даже несмотря на 70-летнюю установку советского государства на равноправие полов, мы, как известно, живем в фаллократическом мире, в котором женщина по-прежнему не человек, слово ей дают Восьмого марта, а круг интересов должен ограничиваться «правилом трех К»: «киндер, кюхе, кирхе». На выставке в ММСИ эти стереотипы обыгрываются и разрушаются самыми различными способами.

Большинство произведений так или иначе обращается к популярной теме телесности. Ранний автопортрет Алены Мартыновой в исподнем сопровождается детальным прейскурантом цен на ее услуги (довольно недешевые), в разбросе от ужина до совместной ночи с клиентом. Сложно представить, что западная феминистка была бы способна на такой отчаянный жест.

В инсталляцию Ирины Наховой «Побудь со мной», представляющую собой огромную вульву в коробочке, зрителю предлагается забраться внутрь. Там его начинает нежно обволакивать шелк, а голос матери уговаривает остаться. Единственный способ избавиться от этих клаустрофобских ощущений — «заново родиться», снова выйдя в выставочный зал. В объектах Натальи Турновой, больших, аляповатых, беззащитных, речь идет о гинекологии, той стороне женской жизни, в которую мужчин не посвящают.

Однако же, как выясняется в конце экспозиции, лучшей женщиной все-таки является мужчина, на что указывает включение в нее работ Владислава Мамышева-Монро и Тимура Новикова.

Опубликованный к выставке каталог заслуживает отдельного упоминания. В нем собрана история российского гендерного искусства начиная с 1989 года, сопровождаемая редкими документальными кадрами и текстами из публикаций, уже давно ставшими библиографической редкостью.

Спецпроект

Загружается, подождите ...