Москва
Москва
Петербург

"Уточним, что такое пошлость". Интервью с Евгением Петросяном

Time Out беседует с Евгением Вагановичем о роли Петросяна в эпоху Comedy Club.

Евгений Ваганович Петросян на сцене больше сорока лет. За это время он сам стал персонажем анекдота, мифической фигурой и антигероем комикса. В интернете существует ернически-серьезная Церковь Петросяна, а блоггеры пишут о нем постоянно и неизменно злобно — Евгений Ваганович стал всеобщей метафорой примитивной шутки. Зря они так. Плохой артист не может быть востребован сорок лет. Если телевизор не смотреть,может показаться, что Петросян заполонил все. Это не совсем так. Его передачи не входят в первую десятку лучших, но обеспечивают стабильный рейтинг. «Кривое зеркало» в марте было в сотне наиболее популярных программ среди москвичей со средним рейтингом 7%, то есть 7% москвичей старше 4 лет смотрели Евгения Вагановича. Публика отмечает некоторую бородатость реприз Петросяна. При этом сам он боится плагиата. Если на концерте начать записывать его шутки, он это ледяным голосом прокомментирует и напомнит, как часто они попадают на сайты типа anekdot.ru и как ему, творцу, это обидно.

Вам не кажется, что юмора у нас на телевидении многовато? «Новые известия», говоря о состоянии юмора в России, написали, что «из острой приправы юмор превращается в ежедневную овсянку„.

Овсянка иногда тоже полезна, полезнее острой приправы. Мне кажется, проблема в том, что мы до сих пор не разобрались с терминологией. Мы путали фашизм с социализмом, гласность — с хамством и до сих пор не знаем, что по сути означает слово „интеллигент“. Я был на одной телепередаче, где долго спорили, виновата ли российская интеллигенция, что мы потеряли Россию. Во-первых, мы Россию не потеряли. Во-вторых, если она, интеллигенция, и виновата, значит, она — не интеллигенция.

Вы говорите о разночтении понятия „юмор“?

Именно! Дело в том, что юмор находится не на Луне и не в другом государстве, он- внутри нас. Юмор — это художественный отход от норм жизни, метод мышления. Для того чтобы его оценить, надо знать сами нормы. Вот в Америке своя норма, и наш юмор им не очень понятен. То же самое с юмором разных времен. Чеховская комедия „Вишневый сад“ сегодня уже не комедия.

А как вы охарактеризовали бы советский юмор?

Я уверен, что советское искусство спасло душу нашего человека. Бога не было — его отменило государство.Но Он нашел тропинку к нам через искусство. Это оно призывало к нравственным идеалам, оно согревало душу,вызывая сострадание. Представьте себе: 1937 год — не самый радужный в нашей истории. И вдруг в кинотеатрах возникает фильм „Веселые ребята“.Оказывается, есть еще радость на Земле, не все так страшно. Клавдия Шульженко давала концерты в осажденном Ленинграде. „Я тебя люблю“ или „Я помог человеку“ значило очень много в голодном и холодном городе. Людям нужны были слова помощи и сострадания. В советское время юмор был построен на домысливании. Я, например, в 1980 году сделал спектакль “Доброе слово и кошке приятно„.Там был фельетон о макулатуре, которую гнали наши издательства. А зритель подумал, что я говорю о Брежневе, который выпустил три книжки. В результате на меня в одной из всесоюзных газет была заказана разгромная статья. Статью остановили, однако звание “заслуженный артист России„ пришло ко мне на пять лет позже. Но разве это имело значение? Ваш покорный слуга первым заговорил о Генеральном секретаре, о Ленине, о компартии.

У зрителей был шок?

Конечно. Билеты в любом городе сметали. Зал содрогался от смеха и аплодисментов. Помню, в Ленинграде прошел мой концерт в „Юбилейном“. Мне рассказывали, как на следующий день в Смольном один директор завода встал и начал всех чехвостить.Когда товарищи спросили, что на него нашло, он ответил, что побывал на концерте Петросяна и почему “ему можно, а мне нельзя?„. В Ростове, помню, приехали сотрудники КГБ и оцепили весь Дворец спорта. Им нужно было решить, запретить меня или сесть в зал и смеяться со всеми вместе.
В 1992-м народ находился в ужасе от цен и реформ. Я начал выпускать смешные, развлекательные номера — пытался давать надежду, создавать настроение в пику ситуации. Затем смеялся над Ельциным. Сделал целую программу в 1997-м. Называлась она “Когда финансы поют романсы„. Через два года политика всем надоела, и я выпустил спектакль „Семейные радости“.

Давайте поговорим о современных формах юмора.

Мы тиражируем зарубежную эстетику, не самую лучшую, кстати. Ребята из Comedy Club талантливы, но я вижу у них два существенных недостатка. Первый — американская „стебовая“ эстетика, прямолинейное бесстыдство. Второй — отсутствие актерской школы.Ребятам надо учиться. Когда дело касается срамных мест или аналогий с какими-то физиологическими процессами, это всегда легче придумать.Юмор должен выражать интересы народа, его отношение к жизни, должен стоять на позиции большинства. Поэтому мне близок юмор Чаплина, боровшегося за маленького человека.И именно поэтому я не принимаю позицию тусовки, которая, скажем, может посмеяться над простым человеком, путающим „мазерати“ и „ламборгини“. Для каждой группы существует свой юмор. Comedy Club — для тусовки, „Аншлаг“ — для широких слоев населения. Да, сейчас все дифференцировалось. Но если ты — артист всероссийского масштаба, мыслишь не локально, делаешь упор не на корпоративные вечеринки и хочешь, чтобы тебя понимало большинство, надо выражать интересы этого большинства. Зрелый артист должен чувствовать, что сегодня необходимо сказать зрителю.

Получается, что Comedy Club — временное явление.

Если они проявят настырность, начнут профессионально изучать жанр, понимать, вникать, ощущать, то выживут. Но я не собираюсь заниматься их воспитанием.

Как вы относитесь к людям, резко критикующим ваше творчество?

Я далек от споров и очень благодарен своим оппонентам, потому что они не дают мне расслабиться. Я и сам критически отношусь к себе.

Современный юмор в России обвиняют в пошлости. Вы согласны с таким утверждением?

Шутка грубая, рассказанная при дамах и детях, является пошлостью. Эта же шутка, рассказанная в других обстоятельствах, скажем, в окопе перед атакой одним бойцом другому, — совершенно иное. В этом случае она выполняет нравственную функцию. Поэтому излюбленный ход советской журналистики — вычленение из контекста, — которым пользуются и сейчас, — не правомерен.Давайте уточним, что такое пошлость. Пошлость — то, что коробит. Не только бесстыдный и плоский юмор, но и плохо прочитанное стихотворение Пушкина, банальный поступок с претензией на оригинальность. К нам как-то приехал бельгийский клоун, из тех, кто строит свои выступления на эпатаже. Я был на его спектакле. Он показывал срамные места. Подошел к девочке, которая сидела рядом с мамой, и начал производить телодвижения, имитировавшие сексуальный акт. Хорошо, что рядом не сидел отец девочки! Может, в Бельгии это- юмор и норма жизни. У нас — пошлость.

Как вы находите шутки для выступлений?

Во-первых, у меня большая „авторская семья“: Алексей Цапик, Татьяна Ветрова, Лион Измайлов и многие другие. Когда я собираю народный фольклор для своих изданий, мне помогаютболее ста корреспондентов со всего русскоязычного мира, присылая услышанное, увиденное, прочитанное и выдуманное.Мои сотрудники сортируют, отсекая ненужное. Затем выбираю я. Потом — зритель. Остается небольшая и самая яркая часть, около пяти процентов. У меня нет критического отношения к современному юмору. Есть лишь досада, что у нынешних молодых людей не та изначальная система координат.

Слышали ли вы о запрещенном в российском прокате фильме „Борат“? Там снимается английский комик Саша Барон Коэн. Он играет казахского журналиста, который путешествует по Америке, бегает голый по отелю и мечтает о Памеле Андерсон.

Нет, не слышал. Хотя, может быть, запрет этого фильма- правильное решение. Какая-то этика все же должна существовать. Я, нося армянскую фамилию, всегда крайне осторожен. Никогда не назову национальность, скорее, обобщу, скажу „кавказец“. Или вместо “русский так поступает„ скажу “наш человек так поступает„. Этическая норма должна соблюдаться, тогда зритель будет себя нормально чувствовать. Часто юмористы произносят летучую репризу “Японцы всегда косые, неважно, выпьют или нет„. В 1970-е я был свидетелем, когда один известный юморист подобным образом пошутил, а в зале сидел человек из Бурятии, который очень обиделся. Я попросил артиста исключить такого рода вещи, поскольку обижать людей недопустимо.

Есть будущее у юмора в России?

Я верю и в будущее, и в настоящее юмора, потому что искренне считаю наших артистов самыми талантливыми, а наш юмористический фольклор — самым остроумным. Но, к сожалению, сегодня профессия юмориста стала не слишком уважаемой. Знаете, у меня есть внук, Андрюша Петросян. У него высшего разряда IQ, он учится в школе для вундеркиндов в Нью-Йорке, и ему удается все, за что бы он ни взялся, будь то математика или музыка. Он поет в Metropolitan Opera с Пласидо Доминго. И вот Андрей сказал мне как-то, что хочет стать комиком. Он интересуется комическим, смотрит и анализирует фильмы, что-то пробует. А я сказал „нет“. Не хочу, чтоб его дарование тратилось на это неблагодарное дело. Может, в Америке оно и благодарное. В 2003-м я побывал на 100-летнем юбилее Боба Хоупа (великий американский комик. — Прим. Time Out). Президент, весь свет, простой народ в едином дыхании говорили ему спасибо. А у нас работа комика — второсортное занятие. Когда один телеведущий спросил у Юрия Никулина, не стыдно ли ему, что он всю жизнь занимался глупостями, Никулин искренне ответил: „Нет. Не стыдно“. Я потом спросил у Юрия Владимировича, что он почувствовал в этот момент. Никулин ответил: “Да ничего! Честно говоря, я просто растерялся„.

БЛОГГЕРЫ О ПЕТРОСЯНЕ
Многие пользователи Интернета считают Евгения Вагановича исчадием ада


“Когда Евгений Петросян реально задумается о том, что после смерти его ждет ледяной ад и вечная клизма, он, конечно же, начнет искать путь к Богу и станет баптистским проповедником„.

“Покайтесь, грешники, а то в аду вас заставят 24 часа всутки смотреть „Дом-2“ с перерывами на рекламу прокладок и концерты Петросяна… ВЕЧНО!!!„

“Теперь детей хрен напугаешь: их Петросяном по всем каналам навсегда закалили от любых порождений ада„.



БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ПЕТРОСЯН
Юморист Петросян и сам стал героем анекдотов. А русские блоггеры считают его монстром, заслуживающим адских мук.


“Как говорят, хорошая шутка удлиняет жизнь на 15 минут, так же как плохая укорачивает ее на 15 минут… Итак, перед вами серийный убийца Евгений Петросян!„

“Интернет похож на машину времени. Тут можно прочитать вещи, которые Петросян придумает через год„.

“И Петросян обращается к телезрителям:
- Вот меня часто обвиняют в плагиате. Это наглая клевета. Просто сначала проходит концерт, а его телетрансляция появляется через год или два. Люди видят на экране уже знакомые им шутки и думают, что я их своровал. А я-то их уже давно читаю. Да что телетрансляции! Тут попалась мне книга некоего Зощенко, издания 2003 года, так шутки, приведенные в этой книге, я еще в 1998 году на концертах читал».

14 мая 2007
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация