Фильм «Начало»: разбор по Фрейду | Кино | Time Out

Фильм «Начало»: разбор по Фрейду

  22 июля 2010
5 мин
Фильм «Начало»: разбор по Фрейду
Зигмунд Фрейд сказал бы, что каждый сон в фильме Кристофера Нолана — про секс.

Действие большей части «Начала» происходит в снах. Фрейд еще в серии лекций «Введение в психоанализ. Символика сновидения» в 1916-м году объяснил, что означают образы, возникающие и в снах любого человека, и в том, что снится героям «Начала». Оказалось, что все, естественно, сводится к сексу:


«Вы спросите: неужели я действительно живу среди сексуальных символов? Неужели все предметы, которые меня окружают, вещи, которые беру в руки, всегда сексуальные символы и ничто другое? Повод для недоуменных вопросов действительно есть, и первый из них: откуда нам, собственно, известны значения этих символов сновидения, о которых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?


Я отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов, шуток и острот, из фольклора, т. е. из сведений о нравах, обычаях, поговорках и народных песнях, из поэтического и обыденного языка. Здесь всюду встречается та же символика, и в некоторых случаях мы понимаем ее без всяких указаний».


Толкование 1: В сон вторгается поезд из подсознания Кобба (Леонардо ДиКаприо), едущий прямо по городской улице и мешающий Коббу работать.


«Мы убедились, что искажение, которое мешает нам понять сновидение, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Но мы, конечно, не утверждаем, что цензура является единственным фактором, вызывающим искажение сновидения, и в дальнейшем мы действительно можем установить, что в этом искажении участвуют и другие моменты. Этим мы хотим сказать, что если цензуру сновидения можно было бы исключить, мы все равно были бы не в состоянии понять сновидения, явное сновидение не было бы идентично скрытым его мыслям.

Процесс умирания заменяется во сне отъездом, поездкой по железной дороге, а смерть — различными неясными, как бы нерешительными намеками».


Толкование 2: Города не только выстраиваются в нашем сознании, но и переворачиваются, замыкая героев внутри урбанистического мира.


«Вполне понятна замена мужского члена предметами, обладающими способностью вытягиваться в длину. Благодаря примечательному свойству члена подниматься в направлении, противоположном силе притяжения (одно из проявлений эрекции), он изображается символически в виде воздушного шара или аэроплана. Но сновидение может символически изобразить эрекцию еще иным, гораздо более выразительным способом. Оно делает половой орган самой сутью личности и заставляет ее летать. Не огорчайтесь, что часто такие прекрасные сны с полетами, которые мы все знаем, должны быть истолкованы как сновидения общего сексуального возбуждения, как эрекционные сновидения».


Толкование 3: Сцены с Коббом в море в самом начале фильма и позже в ванне.


«Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому.

Каждое млекопитающее, каждый человек проходит первую фазу своего существования в воде, а именно как эмбрион в околоплодной жидкости в чреве матери, а при рождении выходит из воды. В детстве ему говорили, что детей приносит аист, но откуда он их берет? Из пруда, из колодца, т. е. опять-таки из воды. Один из моих пациентов, которому это сказали, когда он был маленьким, исчез после этого на все послеобеденное время. Наконец его нашли на берегу пруда у замка, он лежал, приникнув личиком к поверхности воды и усердно искал на дне маленьких детей».



Толкование 4: Сцены с бывшей женой (Марион Котийяр), держащей нож и пистолет — известный символ кастрации.


«Привлекающая большее внимание и интересная для обоих полов часть гениталий, мужской член, символически заменяется, во-первых, похожими на него по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т. е. всякого рода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а также огнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей форме револьвером. В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием. Это, может быть, самый частый случай символики сновидения, который вы теперь легко можете понять».

Толкование 5: Спуск с горы, побег из дома на вершине вниз по заснеженному склону от охраны Фишера-мл. (Киллиан Мерфи).


«Чрезвычайно большое количество символов в сновидении являются сексуальными символами. При этом выясняется удивительное несоответствие. Обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны».

Единственно типичное, т. е. постоянное изображение человека в целом, представляет собой дом. В сновидении случается спускаться по фасаду домов то с удовольствием, то со страхом. Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, — женщин. Волосы на гениталиях обоих полов сновидение описывает как лес и кустарник. Сложностью топографии женских половых органов объясняется то, что они часто изображаются ландшафтом, со скалами, лесом и водой. Типичным изображением онанизма является скольжение и скатывание».