Кремлевская | Арт | Time Out

Кремлевская

  6 марта 2006
6 мин
Кремлевская
Пять лет назад Елена Юрьевна Гагарина стала директором музеев Кремля — самым молодым и привлекательным среди тех авторитетных людей, которые возглавляют российские музеи государственного значения. До этого дня заведующая отделом графики Пушкинского музея была известна как дочь первого космонавта. Искусствоведческий факультет МГУ, диссертация по английской гравюре XVII века и почти 20 лет работы в отделе графики оказались подготовкой к стремительному взлету. За время работы Гагариной первый российский музей, существующий в особом режиме, на одной территории с администрацией президента, открыл еще один выставочный зал, восстановил порушенные за предыдущие годы международные связи, привел в порядок свое большое хозяйство. Внятный выставочный план, программы партнерства с лучшими музеями мира и эффектные каталоги вывели музеи Кремля в ряд образцово-показательных. Елена Гагарина не любит слишком личные вопросы и неохотно говорит о своей семье. В обшитом деревянными панелями кабинете, хранящем образы легендарного кремлевского прошлого, она строит и воплощает сложные планы на будущее.

А чей это кабинет?

По легенде — Климента Ворошилова.

А призраки вас тут не посещают?

Нет, это у Пиотровского ходят…

В Эрмитаже?

Да, он сам рассказывает… (Улыбается.)

Вам нравится быть директором музея?

Мне интересно из музея за кремлевской стеной сделать музей современный и открытый. Официальная часть — торжественные мероприятия, приемы — не очень увлекает. Нравится планомерно, методично, последовательно решать какие-то сложные рабочие задачи.

Во время юбилея времени для принятия решений у вас, наверное, много не будет?

Вообще не будет. Постоянно возникают не проблемы даже — стихийные бедствия. Казалось бы, все сделали, определили, подписали, все бумаги получили, вдруг раз — и как ураганом все сметает, надо начинать все сначала. Таких случаев много, слишком много, и я поняла, что главное — не нервничать. Надо держаться и не допускать никаких эмоций, чтобы просто дойти до финиша.

Юбилей ведь не только катастрофа, но и дополнительные возможности для музея — и административные, и финансовые?

С одной стороны, ради дополнительных возможностей юбилеи и затеваются. С другой — музей достоин праздника.

Вы говорите, что не очень любите официальную часть, а со стороны кажется…

Что наоборот? (Улыбается.)

Ну да, наряды на вернисажах всегда очень эффектные, особенно хорошо смотрелось красное платье на открытии выставки «Россия!» в Гуггенхайме: музей белый, все — от президента до охраны — в черном….

Я знала, что все будут в черном…

А чье это красное произведение?

Юлии Далакян. Во-первых, покупать довольно сложно — с моим небольшим ростом все равно перешивать приходится, я всегда шила. Но главное — она понимает,что нужно для моего образа жизни.

Надо сказать, этот образ довольно специфичен. Например, драгоценности, которые может надеть директор музеев Кремля, всегда будут теряться на фоне царских бриллиантов.

Я бриллианты не люблю и вообще очень спокойно ко всему этому отношусь.

Не было искушения примерить сокровища?

Нет, никогда.

Знаете, ходят музейные анекдоты о том, как сотрудники надевают короны и в саркофагах лежат…

Рабочие любят рассказывать, как ночевали в древних саркофагах. Таких историй масса, но я не знаю, насколько они соответствуют действительности. Мне, как хранителю с многолетним стажем, в голову не приходит утилитарно использовать вещи, которые выставляются в музее. Меня часто спрашивают, коллекционирую ли я что-нибудь. Но ведь смешно человеку, который работает в музее, держать коллекцию дома.

Но что-то ведь дома висит?

Иногда современные художники что-то дарят — у меня есть рисунок Ханса Арпа, есть Фонвизин.

А вы вообще современным искусством интересуетесь, на выставки ходите?

Да, на Московскую биеннале ходила. А сейчас времени нет.

А сами почему ничего такого не показываете?

А у нас негде показывать что-то современное. Два маленьких зала: один 200 метров, другой — 180, и на два года вперед все расписано. Вот построим новый зал, там можно будет делать все, что угодно.

Строительство нового музейного здания — непростое испытание. А тем более между двумя шедеврами — Боровицкой башней Кремля и Домом Пашкова. Как справляетесь?

Сейчас работают проектировщики, понимающие, чего мы от них хотим, есть нормальная структура.

А архитектор определен?

«Моспроект-2».

Разве это имя для архитектора?

Бюро возглавляет Михаил Посохин.

Возьмете на себя грех, если что-то не так получится?

Придется. Надо же строить…

А вообще, много грехов по должности приходится примерять на себя или удается быть…

Принципиальной? Да, удается. Хотя компромиссы естественны, без них невозможно.

У вас тут окружение такое сложное… Охрана, администрация президента…

Если все время говорить людям «нет», «нельзя» и «не положено», это вызывает у них раздражение. Поэтому мы стараемся всем все объяснять и формулировать так, чтобы не произносить этих слов.

В музеях много чего не положено.

Музей — консервативная структура по определению.

А это не значит — скучная?

Часто — да. Часто это скучно. Но ведь любую вещь можно сделать так, чтобы это было и консервативно, и интересно. Консервативно — не значит традиционно, абсолютно нет. Надеюсь, что у нас появится когда-нибудь возможность сделать новую экспозицию в Оружейной палате… Сейчас мы радикально изменить ничего не можем — для этого надо закрыть залы, переместить экспозицию. Но идеи есть. Мы начали сотрудничество с Hewlett-Packard: они придумали новую систему показа в Британском музее и Музее Виктории и Альберта. Сейчас пробуем сделать в колокольне Ивана Великого музей нового типа, но используя частично сохранившиеся детали старых построек.

А вам что больше всего здесь нравится? Ходите куда-нибудь не по службе?

Хорошо в Тайнинском саду гулять.

Какая публика в Кремль ходит?

К сожалению, больше туристы — из провинции или иностранные. Но в последние годы у нас появились постоянные зрители, которые специально ходят на наши выставки. Когда Кремль был открытым, многие ходили сюда просто гулять, я сама ходила. В Оружейную палату совершенно не тянуло, а вот погулять по Кремлю, походить по Соборной площади, зайти в собор…

Плохо, что теперь в Кремль можно попасть только на экскурсии.

С одной стороны, ужасно, с другой — постоянно что-нибудь возникает…

Но ведь везде стоят металлоискатели, детекторы. Разве этого недостаточно для охраны?

Но прошли ведь лимоновцы с наручниками… (В июне 2004 года в Патриаршем дворце Кремля лимоновцы приковали себя наручниками к дверям зала и разбросали листовки антиправительственного содержания. — Прим. Time Out.)

А как вы проводите свободное время?

Обыкновенно — с друзьями. Вот в кино ходила, смотрела замечательный мультик «Труп невесты». Получила огромное удовольствие.

А назначение директором вы тоже восприняли как возможность интересно провести время?

Я много работала в музее, поэтому хорошо знала, куда шла. Это малоподвижная, очень консервативная машина, которую становится все сложнее куда-то разворачивать, — правила год от года ужесточаются. Но я просто ничего другого делать не умею — только в музее работать.

Директора музея на улице узнают?

Да, но это нормально — поздоровались, поговорили, обменялись любезностями, пошли дальше.

Но вы ведь с детства публичная фигура, это тяготит?

Конечно. Неважно, положительное или отрицательное мнение сложилось, важно, что оно всегда предвзятое. Человек, в сущности, ничего о тебе не знает, но уже имеет какое-то мнение.

Желания полететь в космос никогда не было?

Вы просто не знаете, что это такое. Вот вы машину водите?

Нет, а вы?

Тоже нет. Я люблю пешком ходить. Я всегда жила неподалеку от места работы, поэтому добиралась пешком. А сейчас у меня служебная машина.

А за пределами музея вас что интересует?

Меня сегодня интересует одно, завтра другое, послезавтра третье. Спортом занимаюсь, люблю готовить, иногда ремонт затягивает.

Вы очень правильный человек?

Не знаю. Мне, к примеру, в аэропорту не доверяют — всегда очень тщательно досматривают.

К юбилею платье уже заказали? Красное?

Здесь красное не нужно.