Спарта — чемпион! | Кино | Time Out

Спарта — чемпион!

  19 марта 2007
4 мин
Спарта — чемпион!
Фильм «300 спартанцев» по комиксу автора «Города грехов» Фрэнка Миллера заработал за первый уикенд показа в США рекордные 70 млн долларов. Time Out объясняет, почему этот факт удивляет голливудских продюсеров.

Никто не ожидал, что фильм «300 спартанцев„, основанный на реальных событиях, произошедших в 480 году до нашей эры, соберет 70 млн долларов (при 60 млн бюджета) за первый уикенд. Потому что такой джек-пот прежде удавалось выбить заключительной части трилогии “Властелин колец„, продолжению “Парка юрского периода„ и мультфильму “В поисках Немо„, то есть только Очень Большим Блокбастерам.

До премьеры “300 спартанцев„, в котором горстка греческих воинов под предводительством спартанского царя Леонида три дня удерживает персидские полчища у Фермопильского прохода, оценивался по другой шкале — аналитики кинобизнеса предсказывали финансовую судьбу фильма, помня о череде провалов новых американских пеплумов. Брэд Питт, сыгравший златокудрого Ахилла, не помог собрать “Трое„ Вольфганга Петерсена больше 133 млн в прокате США (при бюджете в 185 млн), а байопик Оливера Стоуна о великом полководце Александре Македонском “Александр„ и вовсе принес создателям всего 34 млн. По этой логике у “300 спартанцев„ была лишь одна надежда на чистую прибыль — сценарий фильма Зака Снайдера писался не с “Истории„ Геродота, а с комикса художника Фрэнка Миллера.

Голливудские студии давно осознали, что экранизации комиксов — это очень прибыльный жанр. Эти картины смотрят и дети, сходящие с ума по Бэтмену, Человеку-пауку и великану Халку, и их молодые родители, выросшие на тех же супергероях . Снятый в 1989 году “Бэтмен„ стоил немалые по тем временам 35 млн долларов, но в мировом прокате заработал 415 млн. Обе части “Человека-паука„ входят в десятку самых кассовых фильмов США. Однако с недавнего времени разыгрывать карту комиксов стало намного трудней. Во-первых, все успешные серии уже разобраны. Герои мельчают — до экрана докатился даже такой маргинальный персонаж, как адский мотоциклист Призрачный Гонщик. Во-вторых, в кинокомиксах режиссеры нередко маскируют сценарные просчеты достижениями художников по компьютерной графике, и публика уже раскусила эту уловку — прошлогоднему “Возвращению Супермена„ Брайана Сингера, например, спецэффекты не помогли вернуть свой трехсотмиллионный бюджет.

“300 спартанцев„ был снят на фоне голубого экрана всего за 60 дней, а потом целый год доводился до ума мастерами спецэффектов в десяти студиях на трех континентах. Но и под голливудскую схему отъема денег у нации, вскормленной на рисованных историях про супергероев, этот фильм не подходит. Потому что он основан на графическом романе “300„ Фрэнка Миллера, заразившего американскую комикс-культуру жестокостью японских манга. С подачи Миллера, в середине 80-х перезапустившего карьеру одряхлевшего Бэтмена серией “Возвращение Темного рыцаря„, рисованные истории перестали быть забавой для детишек и заявили о себе как об искусстве, которое интересуют секс, смерть и политика.

“300„, выпущенный в 1998-м, замешен на насилии и сексе, как и “Город грехов„. Режиссер Зак Снайдер, три года назад дебютировавший ремейком культового хоррора “Рассвет мертвецов„, согласился на экранизацию “300„, поставив условие студии Warner Bros., что ему позволят в точности воспроизвести жестокий графический мир Миллера. В результате фильм без хеппи-энда получил от американской рейтинговой ассоциации метку R — “детям до 17 лет просмотр разрешен только со взрослыми„. И, казалось, это значит, что фильму ни за что не стать таким же блокбастером, как “Бэтмен„ или “Человек-паук„.

Реальность превзошла все самые смелые надежды режиссера — “300 спартанцев„ занял третью строчку в топе самых успешно стартовавших фильмов категории R после “Матрица: Перезагрузка„ и “Страстей Христовых„. Зак Снайдер, 15 лет набивавший руку на рекламных роликах и музыкальных клипах, объясняет успех картины тем, что не умеет делать тоскливое кино. “90 процентов фильмов категории R — депрессивное занудство, притворяющееся умной картиной, — говорит 40-летний режиссер. — Мне не стыдно признать, что „300 спартанцев“ — это всего лишь фильм про войну, мечи и сандалии. Зато у меня получился аттракцион покруче американских горок. Кино даст столько адреналина, что вам захочется подскочить с кресла и надрать кому-нибудь задницу».