Москва
Москва
Петербург
Композитор важнее постановщика

Композитор важнее постановщика

Постановка «Любовь и шпионаж„ на сцене Театра Советской армии настолько “убила» композитора, что он подал в суд и требует закрыть спектакль.
«Алые паруса» выпустили чуть ли не к вашему юбилею (в январе Максиму Дунаевскому исполнилось 65. — Прим. Time Out). Театр полон, зрители довольны, и вдруг — такой конфуз…

Мюзикл — довольно сложный организм. Его законы не дают постановщику сделать шаг влево или вправо — он обязан двигаться в рамках определенного коридора, и выход за его пределы — катастрофа для композитора. Алексей Бородин — талантливый постановщик, возродивший театр (на его экспериментальные постановки зрители ходят с удовольствием), но абсолютный нуль в жанре мюзикла. И в этом нет ничего оскорбительного.

Ничего себе!

Просто не надо было ему за это браться! Кстати, он и не хотел. Сам потом признавался, что принес домой диск с записью моего, авторского, исполнения, а жена и дочь, послушав, стали уверять, что это гениально. Вот он их и послушал. Егор Дружинин, который позже и поставил «Любовь и шпионаж», должен был быть у него хореографом. Так на первой же встрече Бородин сказал, что хочет поставить «антимюзикл», — Егор повернулся и ушел. Бородин не хотел ставить бродвейский внутрижанровый спектакль. Но для этого надо как минимум хорошо понимать поле жанра. Дружинин-то его понимает — он учился в Академии Элвина Эйли и в студии Ли Страсберга, был личным стипендиатом Барышникова и чемпионом Соединенных Штатов по степу.

Дружинин ушел, а вы куда смотрели?

Меня на репетиции вообще не пускали — чуть ли не охрану выставляли. Когда я увидел результат — было уже поздно. И хотя формально в спектакль вошла вся музыка, которую я сочинил, она превратилась в отдельные номера, музыкальная драматургия исчезла. В результате музыка звучит, как будто ее написал кто-то другой. Постановка мюзикла требует особого внимания к замыслу композитора, недаром его имя идет первым на афише, как в операх Верди или Шостаковича, — он априори важнее постановщика. Любой спектакль получается лишь тогда, когда постановщик подконтролен тому жанру, в котором написано данное произведение. В противном случае это нарушение авторских прав.

До такой степени, что надо в суд подавать?

Да. Я человек неконфликтный и пытался договориться с Бородиным: просил взять музыкального педагога для артистов, которые стали просто плохо петь, можно было изменить аранжировки и, наконец, привести музыкальную драматургию в соответствие с жанром мюзикла. Понимания это не встретило. Еще месяц назад наши адвокаты пытались договориться. Но Бородин не идет ни на какие уступки принципиально. А мне что оставалось делать? На днях, надеюсь, суд вынесет решение о закрытии спектакля, который абсолютно противоречит тому, что мы сочинили.

Стоит ли овчинка выделки? Ну отнеситесь к себе как к классику — режиссер имеет право на свою трактовку, а вы отдайте музыку в другой театр, пусть там поставят, как вам нравится.

Да разговора бы не было, если бы это была вторая, пятая или десятая постановка! «Кармен» ведь идет в сотнях разных интерпретаций. Но первое исполнение все-таки должно соответствовать задумке композитора. Мне ужасно жалко, но я не в том возрасте и не в том положении, чтобы мириться с произволом! А пагубность ситуации в том, что в ближайшее время ни один московский театр не возьмется это ставить. И зрители так и будут пребывать в уверенности, что в этом мюзикле нет ни одного хита. А они там были заложены, но потерялись!

А может, Бородин отчасти прав, потому что наш зритель не готов к полноценному мюзиклу? Не так много мы знаем удачных постановок в этом жанре.

Глупости! Все дело в том, что у нас почти нет собственного продукта. В основном привозят западные хиты. А совок, когда любая привозная вещь априори обречена на успех, давно закончился. Люди ходят в драматические театры независимо от того, ставят там Теннесси Уильямса или Островского, — они идут на наши спектакли. Не копии, не аналоги западных образцов, а оригинальные постановки. В жанре мюзикла на эту роль претендовал «Норд-Ост», но, может, он слишком рано появился, да и не все в порядке там с точки зрения музыки — не было хита, прилипчивой мелодии. Мюзикл «Любовь и шпионаж» должен восполнить этот пробел. Тем более что исполнительница главной роли Лариса Долина говорит, что три хита, которые будет петь страна, там точно есть! Тут не все решает зритель — нужны ротации на радио и ТВ. Но даже если в мюзикле есть один хит — уже победа. Напуганный историей с «Алыми парусами», я контролировал весь процесс. И, наверное, в спектакле есть недостатки, он может нравиться или нет, но это — воплощение авторского замысла — наш мюзикл!

Вы перфекционист?

С годами им стал. Поэтому и закрываю спектакль в РАМТе. А на «Любви» вообще все перфекционисты. Поэтому нам уже хочется следующий спектакль ставить, который будет еще лучше!

23 мая 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация