Как сложно быть культурным | Город | Time Out

Как сложно быть культурным

  14 мая 2010
5 мин
Как сложно быть культурным
Идеолог и лицо фестиваля «Черешневый лес» рассказал, зачем каждый год в Москве высаживают черешневые деревья.

Многие говорят, что «Черешневый лес» — это театр одного актера, Михаила Куснировича, и являет собой маркетинговую и рекламную манипуляцию для увеличения оборотов бутиков ГУМа и «Петровского пассажа». Даже если это так, то перед ним хочется снять шляпу. Если ему удалось за десять лет заставить русских нуворишей послушать хотя бы «Турецкий марш» Моцарта, посмотреть картины Модильяни, понять, что кукольный театр может быть всерьез и для взрослых, то всеми остальными претензиями можно пренебречь. И еще трогательно — каждый год люди выходят на посадки черешневых деревьев, которые плохо приживаются в нашем дурацком климате. В этом прекрасном до абсурда акте любви к собственному городу есть что-то, напоминающее кадры из фильма Тарковского «Жертвоприношение», когда герой поливает засохшее дерево в надежде, что оно когда-нибудь зацветет.


Как вообще был придуман «Черешневый лес», с чего все началось?


Жили-были люди, продавали пальто и блузы. Им это нравилось, делали свое дело максимально артистично. Даже свои магазины открывали «по-премьерному» — с красной дорожкой, ряжеными, шампанским и черешней, сбором знаменитых и дружных гостей. Бок о бок с ними жили творческие личности, которые дирижировали, играли на музыкальных инструментах, танцевали на сцене, обустраивали музеи, выставки, кланялись на аплодисменты в театре и возглавляли титры всех любимых кинокартин. Время от времени они ходили в магазины и покупали те самые пальто и блузы. Со своей стороны, продавцы товаров народного потребления сами посещали театры, галереи, концертные залы и киноплощадки. Как говорится, глаза их встретились и они полюбили друг друга. Так в июне 2000 года с Олегом Ивановичем Янковским было решено создать такой фестиваль. Сначала задумывали провести его чуть ли не в стенах торговых центров — то ли в «Петровском пассаже», то ли в ГУМе. Но затем решили баловать клиентско-покупательский класс местами более разнообразными.


Рассматривалось ли какое-либо западное культурное мероприятие в качестве модели для подражания?


Пытались рассматривать, но ни на Западе, ни на Востоке прототипов не нашли. Поэтому взяли за основу чеховский «Вишневый сад» — историю про новорусских предыдущего розлива. Ну и, стало быть, «Черешневый лес» — уже про новых русских третьего тысячелетия.


Фестиваль стал мультикультурным, мультижанровым. Какие события имеют шанс войти в его программу, а какие — не попадут никогда?


Хотелось бы, чтобы фестивальный контент всегда был талантливый, удивительный, искренний. И никогда — халтурный, пошлый, человеконелюбивый.


Что «Черешневый лес» дал городу? Как изменилась Москва благодаря ему?


Много черешни в мае месяце, танцы под открытым небом, субботники и воскресники с озеленительным уклоном, насыщенные культурой «черешневые вечера», премьеры театральные и музыкальные, гастроли хореографические и сценографические. Здороваться люди стали искренней, улыбчивей. Ведь Москва слезам не верит, а человеческой атмосфере «Черешневого леса», мне кажется, поверила.


Почему «Черешневый лес» так часто обращается к советской эстетике? Посадка деревьев сродни коммунистическому субботнику, а танцплощадка в парке Горького отсылает в послевоенные годы.


Ну что вы, какая же это советская эстетика? Ведь честной эстетики без соответствующей этики не бывает! В то время этика субботников и танцев была нравоучительно-принудительной, а у нас открыто-благожелательная. По-моему, совсем другое дело. Хотя стилистика и реквизит, возможно, и впрямь откуда-то из детства, так это же естественно. Не в скафандрах же или топлес черенки сажать и в Консерваторию ходить.


Вам лично какие принципы нравятся больше — социалистические или капиталистические?


Мне лично принципы нравятся по большей части общечеловеческие.


Что для вас значат формулировки «искусство не для всех» и «искусство для масс»?


А что для вас значат формулировки «больше двух в руки не давать», «вас здесь не стояло», «вас тут много, а я одна»? Сгенерированное малокультурье — вот что это значит!


Считается, что черешневые деревья плохо приживаются в нашем климате. Не стоит ли сажать что-то другое?


Думаю, стоит, причем каждому. Стоит попробовать хоть что-нибудь, чтобы стало интересно. Так и вырастет из нас молодое, непокорное племя юных мичуринцев. А на нас и вишнево-черешневых испытаний хватит. Ведь самое по-настоящему непростое — это не в лунку саженец ткнуть, но и взять ответственность за то, чтобы он взрос, и еще успеть насладиться и цветением, и плодами. Кроме шуток — советую сходить в Пушкинский музей на Волхонке, там справа от главного входа в 2003-м и 2004 годах мы сажали по несколько деревьев. В 2003-м, по-моему, черешни, а в 2004-м — вишни. И то и другое принялось очаровательно и мощно.


Назовите самые интересные мероприятия за всю историю фестиваля, с которыми связаны ваши личные переживания.


Слишком сложно назвать избранное из избранного и обидеть какое-то событие. В этом году в ГУМе мы сделали ретроспективную выставку событий «Черешневого леса». И очень повздорили, пока решали, что ставить, а что оставлять за скобками. Назову героев фестиваля (не по значимости, а просто по алфавиту): Антонова Ирина с выставками и концертами в Пушкинском музее, Башмет Юрий, Бутман Игорь, Васильев Александр, Габриадзе Резо, Галина Волчек с юбилеем и премьерами театра «Современник», Гуэрра Тонино, Дапкунайте Ингеборга, Дзеффирелли Франко — с выставками, киноретроспективами и книгой, Коган Павел, Лиепа Андрис и Илзе, Мацуев Денис, Меньшиков Олег, Образцова Елена, Панфилов Глеб, Серебренников Кирилл, Спиваков Владимир, Сюткин Валерий, Табаков Олег, Таранда Гедиминас, Франгулян Георгий, Цискаридзе Николай, Чурикова Инна.


Как российские политики относятся к «Черешневому лесу»? Есть ли среди них постоянные поклонники?


Я думаю, что «Черешневый лес» к российским политикам не относится. Это все же частно-общественная инициатива, а не государственная. Хотя многих видных и прогрессивных политических деятелей на концертах и премьерах и даже на субботниках и воскресниках видел часто. Чему, конечно же, по-человечески рад. Что называется, присоединяйтесь!


Самое большое разочарование и самая большая удача за историю фестиваля?


Отвечу по учебнику: все еще впереди!


Куда будет двигаться дальше «Черешневый лес»?


Отвечу без учебника: да кто ж его знает?! Это ведь вам, как говорит Игорь Бутман, Открытый, а не закрытый фестиваль искусств «Черешневый лес».