Две книги Дидье ван Ковеларта | Главное | Time Out
Главное

Две книги Дидье ван Ковеларта

Нина Иванова   20 мая 2010
3 мин
Две книги Дидье ван Ковеларта
Скандальный бельгиец, исследующий вопросы жизни после смерти и связи нашего и загробного миров, в очередной раз доказывает, что избитый сюжет не помеха для гениального романа.

Дидье ван Ковеларт — мастер провокации. Этого гонкуровского лауреата в свое время за роман «Евангелие от Джимми» и документальную книгу «Клонировать Христа?» предали анафеме. Впрочем, автора это ничуть не смутило — Ковеларт продолжает в своих книгах исследовать вопрос жизни после смерти и связи двух миров — нашего и загробного.


Об этом и написан его роман «Прощальная ночь в XV веке». Простой налоговый инспектор, любитель старинных книг, отправляется в замок, где расположена фирма, подозреваемая в налоговых махинациях. А вот далее начинается череда случайностей, которая превращает жизнь рядового труженика в средневековую фантасмагорию: падающее дерево на пути, загадочная смерть коллеги и прочее. При этом тяга инспектора к старине оказывается неслучайной: он стал реинкарнацией юноши Гийома, чья возлюбленная Изабожила в этом замке в XV веке. В этой книге автора главным образом заботит связь прошлого и будущего. Если события, которые произошли какое-то время назад, меняют наше настоящее, то не может ли быть обратной связи? Не можем ли мы из нашего времени изменить то, что случилось за несколько веков до нашего появления на свет? Судя по роману «Прощальная ночь в XV веке», можем.


Но если в «Прощальной ночи в XV веке» Ковеларт оседлал своего любимого мистического конька, то в другой книге, «Чужая шкура», загробный мир — лишь тень на полотне романа. Зато так тонко исследована человеческая психология, что можно подумать, будто его написал Эрик-Эмманюэль Шмитт или Паскаль Киньяр. Сюжет банален до отвращения: литературный критик, самое злобное перо французской прессы Фредерик Ланберг теряет жену в автомобильной катастрофе. Когда-то, еще студентами, они вместе под псевдонимом Ришар Глен написали роман, наполненный античными цитатами, аллюзиями и реминисценциями И вот Ланберг получает письмо от двадцатилетней читательницы, которая удивительным образом считала все коды, заложенные в этой книге. Критик снова перевоплощается в писателя Ришара Глена и заводит роман с юной поклонницей.


Но дело не в сюжете, а в тонкостях ковелартовского письма. Он на протяжении почти пятисот страниц романа шаг за шагом заставляет пережить читателя вместе с героем сначала вакуум одиночества и безысходность потери, затем ажитацию от предвкушения нового чувства, болезненное раздвоение личности, восторг большой любви, а на последних страницах умудряется так дать в солнечное сплетение, что в буквальном смысле перехватывает дыхание.


**** «Прощальная ночь в XV веке», АСТ, 2010

***** «Чужая шкура», АСТ, 2010