Москва
Москва
Петербург
Как научиться управлять самолетом

Как научиться управлять самолетом

Мария Богданкевич провела час в кабине-симуляторе «Боинга 737».
Я из тех людей, кто не верит в то, что самолеты могут летать. Замираю в кресле от каждого постороннего звука, покрываюсь холодным потом, когда самолет наклоняется вбок, и нервничаю, если он кружит над городом и никак не садится. Хотя (постучали по дереву) я ни разу не оказывалась в действительно страшной ситуации на борту. Но при этом мне страшно интересно, что там происходит у пилотов: я наблюдаю за закрылками при взлете и посадке, слушаю, как выпускаются шасси, и хлопаю пилотам, когда они мягко садятся. Как теперь понимаю, им есть за что хлопать.

Пристегните ремни

В кабину симулятора «Боинга 737» я тоже заглядываю с опаской. Как будто она на самом деле может оторваться от пола и улететь. Внутри она точь-в-точь как в настоящем самолете. Усаживаюсь в кресло за штурвалом, передо мной мониторы, тумблеры, кнопочки, рычажки и датчики — за что хвататься, непонятно. А за окном — взлетная полоса Шереметьево-2, настоящая.

Курс в небо

Инструктор объясняет мне, как задавать параметры полета и на какие приборы смотреть в процессе взлета и посадки. Высота 3500 метров, взлетаем, делаем круг и заходим на посадку на ту же самую 25-ю правую полосу Шереметьево. Разгоняемся. Я даю газу (да, как показывают в кино, левой рукой, большим рычагом), самолет набирает скорость.

Кабину трясет, болтает на стыках плит на полотне, меня вдавливает в сиденье очень реалистично. За окном видны аэропорт, небо и облака. Как мне объясняет инструктор, взлететь нужно в определенный момент, на скорости между 100 и 120 узлами (показывает прибор). Это момент принятия решения (задается для конкретного самолета). После 120 не взлететь уже нельзя — полосы на торможение не хватит и самолет разобьется. Я знаю, что это тренажер, но сердце екает. В нужный момент натягиваю на себя штурвал. «Плавнее, — командует инструктор, — иначе зацепитесь хвостом за землю». Штурвал не то же самое, что руль. На руль машина реагирует сразу, и адекватность своих действий можно оценить. А на штурвал тяжелый самолет реагирует постепенно, поэтому резких движений делать нельзя. Полетели. Убираем шасси, прячем закрылки. Я явно увлекаюсь штурвалом. «Так, стоп, — командует инструктор, — выравнивайте самолет, вы штопором летите прямо вверх, в небо, и переходите на автопилот».

Когда высота набрана, самолет перестает лететь носом вверх и выравнивается. В этот момент пассажиры в салоне чувствуют, что двигатели как будто замолкают, а самолет повисает в невесомости. Особо мнительные пассажиры думают, что сломались двигатели, а на самом деле мы просто набрали высоту.

Кофе, пожалуйста!

В «лобовое стекло» пилоты не смотрят, они смотрят на приборы, а новички вроде меня тянут шею и пытаются разглядеть что-то в окно, а про приборы забывают. А на них — самое важное: высота, скорость, вертикальная скорость (то есть скорость изменения высоты), а также траектория полета. Буквально каждое действие тоже отражается на приборе: выпустили шасси — загорелись нужные лампочки. Поворачивать можно штурвалом, а можно — просто задав «градусы» автопилоту, сверяясь с прибором, который показывает координаты и курс. Лететь вручную весь полет — хлопотно, тогда штурвал, как руль в автомобиле, нельзя отпускать ни на минуту. Поэтому включаем автопилот, и можно заказывать кофе. Вверху под потолком есть кнопка вызова стюардессы, а на штурвале две кнопки: одна для того, чтобы поговорить с пассажирами, вторая — чтобы с диспетчером. Главное — не перепутать и не сказать лишнего.

Земля вызывает

Самое сложное — посадка. Автопилот делает половину дела, главное задать ему правильное направление. Начинаем снижаться. Тут важно смотреть на приборы и следить, чтобы автопилот «захватил» линию посадки (это называется курсовой и глиссадный радиомаяк).

Нужная плашечка появляется на приборе, можно выпускать шасси. Когда до земли остается 1000 метров, выключаем автопилот, и тут нужно самостоятельно попасть в полосу по специальным огням и собственно сесть. Потихоньку отдаю штурвал от себя. Первый раз, когда я садилась сама (под руководством инструктора, конечно), в полосу попала, а вот сесть сразу не удалось, на подлете не туда наклонила штурвал, и самолет опять слегка набрал высоту, потом все же сел, шумно, резко, как будто на брюхо.

Сложно представить, что бы было со мной, если бы я была в этот момент в реальном салоне реального самолета. Опомнившись от посадки, важно затормозить (то есть дернуть риверс). Второй раз я приземлилась сразу, без подскоков, но села одним колесом на траву, так что самолет здорово тряхнуло. Ощущения — реальные. В какой-то момент я даже забыла, что полет виртуальный. В третий полет у меня был тренировочный пожар в двигателе. В общем, ничего страшного, резко развернулись и вернулись на аэродром, «потушили» и полетели дальше. Все бывает. Выхожу из кабины на слегка ватных ногах, как будто из параллельной реальности, усталая, но довольная.

Полезная информация:
Адрес: 8 985 306 9920 (бронирование времени полета), Кутузовский пр-т, 12. .
Стоимость (с пилотом-инструктором): 30 минут — 3750 р., 40 минут — 5000 р., 1 час — 7500 р.
Часа достаточно, чтобы хорошо «налетаться». С собой в полет можно взять несколько друзей. Действуют подарочные сертификаты. Работает школа виртуальных полетов (начальный курс — 15 000 р., включая практическую и теоретическую части).


29 апреля 2010,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация