"Хочешь быть счастлив - думай о мести". Интервью с Пак Чен-вуком | Главное | Time Out
Главное

«Хочешь быть счастлив — думай о мести». Интервью с Пак Чен-вуком

  12 февраля 2007
6 мин
«Хочешь быть счастлив — думай о мести». Интервью с Пак Чен-вуком
Культовый корейский режиссер Пак Чен-вук, автор знаменитого «Олдбоя», снял кинотрилогию о возмездии. Накануне выхода в прокат ее заключительной части «Сочувствие госпоже Месть» Time Out поинтересовался у режиссера, нужно ли мстить убийцам детей.

Пак Чен-вук стал известен миру в 2004 году, когда получил за фильм «Олдбой» Гран-при жюри Каннского фестиваля из рук его председателя Квентина Тарантино. «Олдбой», — фильм об обычном человеке, просидевшем в заключении 15 лет и выпущенном из тюрьмы, — вторая часть трилогии Пака о мести. С разницей в неделю в московский прокат выходят две другие ее главы. Снятый первым фильм «Сочувствие господину Месть„ будут показывать с 22 февраля. А с 15 февраля в кино идет “Сочувствие госпоже Месть„ — „женская“ версия „Олдбоя“: на этот раз расправляться с врагами после выхода из тюрьмы будет женщина, которую играет корейская модель и актриса Енг-Э Ли.

После признания в Каннах как изменилась ваша жизнь?

Меня теперь узнают. Постоянно. Просят автографы и все время фотографируют. Больше не могу ходить по улице спокойно.

В числе ваших поклонников, как известно, оказался Квентин Тарантино.

У нас похожий зрительский опыт — я хорошо знаю азиатские фильмы, на которых он вырос. Конечно, я был польщен, когда он начал расхваливать „Олдбоя“.

Вас, как и Тарантино, можно назвать режиссером-киноманом. Вы ведь даже профессионально писали о кино в определенный момент.

Да, но не от хорошей жизни. Я работал кинокритиком, когда у меня не было возможности снимать собственные фильмы, — после двух оглушительных провалов (“Луна — это мечта солнца„ в 1992-м и „Трио“ в 1997-м.- Прим. Time Out) никто не давал денег на новые проекты. Что касается моих любимых режиссеров, то я могу перечислять их бесконечно — от нашего классика Ким Ки-янга до Бунюэля. У Тарантино, кстати, больше всего люблю „Бешеных псов“.

Провалы позади. “Сочувствие госпоже Месть„ — завершающая часть коммерчески успешной трилогии. Главное отличие от “Сочувствия господину Месть„ и „Олдбоя“ — новый фильм посвящен женщине.

Так было задумано с самого начала. Мне кажется, мстящая женщина ведет себя не так, как мстящий мужчина. Когда мужчина идет убивать, он не заботится о красоте своего пистолета. И пока он стоит на ногах, он не позволит другому отомстить за себя. Енг-Э Ли, исполнительница главной роли, снималась у меня в “Объединенной зоне безопасности„. Помните, история про четырех солдат — двое из Южной Кореи, двое из Северной? А она играла офицера из Европы, расследовала кровавый инцидент на границе. Тогда у меня осталось ощущение, что Енг-Э не до конца реализовала свой актерский потенциал. Вы, наверное, не знаете, но она очень известна в Корее. Снимается на телевидении и в рекламе. У нее вполне определенный образ — мягкой, добросердечной красавицы. “Сочувствие госпоже Месть„ для корейского зрителя — довольно радикальная и интересная смена образа: мисс Совершенство оборачивается разъяренной фурией. Это все равно как если бы Одри Хепберн сыграла серийного убийцу.

Как вам пришел в голову сюжет „Госпожи Месть“?

Меня навели на мысль похищение и жестокое убийство ребенка, которые несколько лет назад взбудоражили всю Корею. Вся страна жаждала крови преступника, и представьте себе, каков был общий шок, когда выяснилось, что им оказалась молодая беременная женщина.

Кажется, вы одержимы темой мести не меньше, чем ваши герои.

Вы заметили, что все три фильма опираются на совершенно для меня очевидный тезис о том, что месть не имеет смысла. Оставьте это бесполезное занятие неразвитым душам. Энергия, которую с такой щедростью расточают мои герои, потрачена напрасно.

Вам потребовалось снять целых три фильма, чтобы рассказать о том, что месть бессмысленна?

Я всегда был заурядным человеком, в жизни которого не случалось важных событий. Когда меня оскорбляли, я просто отворачивался и старался забыть обиду. Но я чувствовал, что внутри накапливается злость, для которой нет никакого выхода. Поэтому я и хотел делать фильмы о мести — отплатить всем своим обидчикам сразу. Но быстро понял: удовлетворение не в мести, а в мыслях о ней. Когда дело сделано, радость уходит. В последнем фильме трилогии эта мысль проговаривается особенно четко. Тюремная камера, в которой сидит главная героиня, совсем не мрачна, она почти красива, окрашена в теплые оттенки. Лицо женщины озарено внутренним светом, потому что она представляет, как осуществится ее собственное правосудие. Это придает ей сил. Но, когда она выходит на свободу, ее лицо становится грустным. Можно совет? Если хочешь быть счастлив в жизни — думай о мести, но никогда не осуществляй своих планов. До конца жизни. Тогда умрешь счастливым.

Но в „Госпоже Месть“ преступник убивал детей. Легко теоретизировать. Известны случаи, когда родители просто не могли не отомстить за погибших детей. Хотя общество и религия этого не одобряют.

Да, вы правы. Говорить легко. Но не существует средства немедленно утешиться, когда ты теряешь любимого человека. Не думаю, что кто-то из героев моего фильма стал счастливее, отомстив за погибшего ребенка. Все эти люди ожидали удовлетворения, верили в то, что месть принесет успокоение душам их детей. И ждут появления ангела в финале. Но месть принесла новую боль. Единственный герой, который не захотел участвовать в расправе, возможно, будет жалеть о своем малодушии всю жизнь. Но жалеть будут и те, кто не дрогнул. Удовлетворение невозможно ни в том, ни в другом случае. Вы же не думаете всерьез, что отмщение — это компенсация за прерванную жизнь? Оказавшись один на один со своим врагом, главная героиня говорит: “Если я тебя убью, мой сын не вернется к жизни„. Но в конце эпизода все равно убивает его. Потому что она слишком долго жила с мыслью о мести. Даже осознание бесполезности этого поступка не может ее остановить. Это звериный инстинкт, и ее остается только пожалеть. Именно поэтому в названии фильма есть слово „сочувствие“.

Получается, что вы призываете к пониманию и всепрощению. Многие корейцы — католики. Может быть, дело в этом?

Я вырос в католической семье, но с возрастом моя связь с религией прервалась. По-моему, проповедь прощения — отличительная черта не только католицизма. Может быть, католицизма даже в меньшей степени, чем других религий. Но своей дочери я всегда говорю: “Если тебя кто-то обидел, прости его».