Александр Древин и Надежда Удальцова "Вопреки эпохе"

О событии

Шестьдесят картин, написанных в жестокой борьбе с собой и эпохой.

Даже в суровых 1930-х произведения одной из самых ярких пар отечественного искусства — потрясавшей устои традиционного творчества «амазонки авангарда» Надежды Удальцовой и ее связанного с латышскими стрелками мужа Александра Древина — делались совсем не «вопреки эпохе».

Как ни странно, раскритикованные за «формализм» художники стремились шагать в ногу с народом: ездили в командировки, пытались воплощать новый быт и вообще насколько возможно соответствовать времени, «черпая вдохновение из двух великих источников: сильной жизни и сильной природы».

С природой получалось лучше, особенно хороши были армянские и алтайские пейзажи, но полностью преодолеть формалистические увлечения при всей чистоте помыслов не удалось — вместо кондового реализма получались картины с уклоном то в экспрессионизм, то импрессионизм. Зато между собой, даже больше, чем в беспредметном творчестве, муж и жена достигли высокой степени гармонии — так что и картины их не всегда отличишь. Неизвестно, как пошло бы дело дальше, но Древина в 1938-м расстреляли, и совершенно уже изгнанная из общественной жизни Удальцова осталась наедине с собой.