Москва
Москва
Петербург

Джейк и Динос Чепмены "Избранное"

Плохие британские мальчики Чепмены покажут "адскую" инсталляцию в самой роскошной московской галерее.

В 2004 году мир потрясло сообщение о том, что «АД — СГОРЕЛ». Тогда многие решили, что справедливость восторжествовала: никаких добрых чувств у большинства зрителей инсталляция Диноса и Джейка Чепменов не вызывала. Созданная в 1999-м большая диорама, где множество мелких отвратительных существ наносили друг другу увечья самыми извращенными способами, погорела вместе с другими шедеврами младобританского искусства на складе, где хранил свою коллекцию Чарльз Саачи, покровитель всех радикалов, экстремистов и эпатажников. Однако предостережение не подействовало, работа была восстановлена специально к большой персональной выставке, посвященной 15-летию активной и продуктивной деятельности творческого дуэта. Выставка открылась в январе 2007 года, так что обновленный «Ад», привезенный в Москву, — настоящий свежачок.

Фамилия Диносу и Джейку от родителей досталась громкая и вызывающая — всяк битломан одного желает: разорвать на маленькие кусочки врага человечества Марка Чепмена, того самого, что Леннона нашего застрелил. Понятно, что ребятам пришлось соответствовать: произведения братьев Чепменов считаются эпатирующими и возбуждающими всякие нехорошие чувства. Но это — чистое недоразумение. Все эти ужасы, которые они демонстрируют ошеломленному зрителю, найдены в музее и для музея же предназначены. В своем творчестве Д. и Дж. Чепмены опираются на все культурное достояние, накопленное человечеством, и бурят глубокие исторические пласты. Помимо широкой перспективы, которую открывают перед зрителем «адские» Чепмены, в их творчестве очень важна и мощная теоретическая основа, без которой невозможны никакие серьезные академические экзерсисы.

При этом Чепмены, как и положено истинным британцам, — художники исключительно народные. Для углубленного понимания их творчества, конечно, желательно провести годы, листая альбомы в Ленинке и Иностранке. Но будет достаточно подойти к книжному развалу и запастись карманными альбомчиками Босха, Брейгеля, Гойи и Дали. Прибавить брошюры «Фрейд для чайников», «Структурализм для чайников» и «Постмодернизм для них же». Подобрать для хорошего коктейля пиратскую запись «Восставших из ада» и сборник аниме — и можно идти на выставку. Увидите прелестное дитя неизвестного пола с фаллосом вместо носа, откроете альбом Босха, процитируете соответствующее место из Фрейда. Окажется перед вами устрашающая сцена насилия, разыгранная игрушечными солдатиками, — тут вам поможет сочетание Франсиско Гойи и Мишеля Фуко. Сами Чепмены своих источников не скрывают, однажды даже сделали своего рода оммаж для Гойи, начертав на его «Ужасах войны» разные дурацкие рисунки.

Так что братья в своем разнузданном творчестве и в самом деле говорят нам вещи ужасные. Что никакого будущего у человечества уже нет. Все Утопии и Апокалипсисы давным-давно уже в музее. Вот это-то и пугает больше всего. Добро пожаловать в Реальность!

7 декабря 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация