Москва
Москва
Петербург

Жизель

В репертуаре главного театра страны присутствуют два варианта Жизели - в редакции Юрия Григоровича и в редакции Владимира Васильева.

В репертуаре главного театра страны присутствуют два варианта балета, сочиненного еще в 1841 году, - редакция Юрия Григоровича и редакция Владимира Васильева. Оба бывших худрука Большого во времена своего царствования подправляли старый текст в соответствии со своими вкусами и настроениями. Васильев сделал одну существенную замену в хореографии — вместо так называемого "крестьянского" па-де-де в спектакле появилось па даксьон.

Танцы четырех парней и четырех девушек довольно занятны, но они разрушают сюжетный баланс. Переодетый крестьянином граф Альберт ухаживает за простодушной крестьяночкой — понятно, что ничем хорошим закончиться это не может, поскольку граф уже обручен со знатной девицей. И вот посреди первого акта, когда все еще хорошо, Альберт еще не разоблачен ревнивым лесничим, бедная девушка еще не сошла с ума, не умерла от разрыва сердца и не превратилась в привидение, возникает "крестьянское" па-де-де, которое танцует счастливая сельская парочка, у которой никаких проблем нет и до глубокой старости не предвидится. Простой контраст — вот принцип спектакля, где через несколько минут Жизель узнает правду и посмотрит вокруг затравленным, никого не узнающим взглядом.

В редакции Васильева этот контраст исчезает — хореограф передоверил ломкие эффекты художникам (спектакль оформлял Сергей Бархин, а одевал Юбер де Живанши — костюмы придворных можно было рассматривать как отдельную выставку мод). Краски сияют — дело явно происходит летом; "загробный" второй акт после такого смотрится особенно мрачно, как будто входишь с солнечной улицы в темную комнату. В версии Юрия Григоровича (художник Симон Вирсаладзе) царит атмосфера не лета, а осеннего увядания. Все в природе умирает, вот и девочке Жизели пора под землю. И как раз тут это самое "крестьянское" па-де-де пышет досадливым здоровьем и крепкощекой радостью.

В весенней афише варианты Васильева и Григоровича появляются по очереди — обычно декорации одного из спектаклей едут куда-нибудь морем на гастроли, а другой в этот момент идет в Большом. Последняя серия сезона — в версии Григоровича. Самым любопытным может стать представление 13 мая — в нем главные роли впервые исполнят пробивающаяся в балерины первая солистка театра Нина Капцова и одно из последних приобретений Большого — киевлянин Денис Матвиенко.

19 ноября 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация