Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
q Театр Et Cetera u u u u u Мнение редакции На карте
27

451 по Фаренгейту

Антиутопия Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» о городе будущего, где ради поддержания порядка и стабильности в несгораемых домах специальные команды «пожарных» выжигали все книги, не была фантастикой уже в 1953 году — при своей публикации. Яркая метафора, причем не самая пугающая для человечества, пережившего только что страшный опыт концлагерей, где гноили и сжигали не книги, способные заставить людей думать, а самих людей.

Для режиссера Адольфа Шапиро, поставившего свою инсценировку прозы Брэдбери в театре Et Cetera, горящие книги даже и не метафора. Зачем жечь, если их и так почти никто не читает? Спектакль «451 по Фаренгейту» — это лихорадочно-жаркая отповедь агрессивному масскульту, наглым политтехнологам, разнузданной рекламе, отупляющим общими усилиями целые народы, и наш в первую очередь. Вместо ожидаемых всполохов пламени на сцене три огромных экрана, на которых бесконечно повторяются планы из жизни обитателей моря. Некоторые персонажи спектакля так с ними сроднились, что сами постепенно стали походить на медуз.

Однако образ телестен, которыми люди отгораживаются от мира, — единственный театральный прием, на который расщедрился режиссер. Остальное — бесконечные диспуты о пользе и вреде чтения. Актеры не играют роли, а, кипятясь и перебивая друг друга, забрасывают публику гневными тирадами. Каждая из них призвана предупредить наивных зрителей: «Вас оболванивают! Вас оболванивают!!»

Но, даже разделяя пафос создателей спектакля, через какое-то время начинаешь недоуменно ерзать в удобном кресле: «Разве театр — место для политинформации?» Очевидно, что Шапиро было необходимо выплеснуть все, что наболело. И текст Брэдбери оказался самым прямым проводником его гражданских идей. Однако он не оставил места для творческой фантазии.

В публицистическом запале защитники чтения доходят до того, что книги им становятся важнее людей. Они уже будто и не замечают, что воплощение зла — начальник всех «пожарных» Битти, которому Виктор Вержбицкий старательно навязывает демонические черты, — самый начитанный человек на сцене. А главный герой Монтэг (Эльмо Нюганен) — «пожарный», неожиданно для себя увлекшийся чтением русской классики, — именно ради книг впервые убил человека. Пилигримы-диссиденты в белых одеждах, ранее бежавшие из мира «пожарных», хранители книжной мудрости (читай — надежда человечества), с милыми улыбками, под гитарный перебор успокаивают боящегося преследователей Монтэга: «Они убьют вместо тебя другого, какого-нибудь бедолагу — любителя встречать рассвет, и оставят тебя в покое».

Вместо спектакля получился затянувшийся митинг, на котором ораторы звали на баррикады, а зрители по-тихому «линяли» в гардероб.

14 декабря 2007,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация