Микеланджело Пистолетто, Джанна Наннини "Третий рай"

О событии

Смысл инсталляции итальянского художника Пистолетто: "Все, что вы думали о Вечности, но боялись спросить".

К чудной псевдоитальянской песенке про кастетто-пистолетто художник отношения не имеет. Он настоящий классик — из тех серьезных ребят, которые хотели выпрыгнуть из искусства, но еще больше в нем застряли. У американцев было слишком много товаров и рекламы, и они придумали поп-арт. У итальянцев товаров было поменьше, зато искусства слишком много. И тамошние радикалы решили упростить искусство максимально. Однако arte povera, то есть «бедное искусство», только об искусстве и говорило.

Пистолетто делал такие объекты — «зеркальные картины», в которых отражались не только зрители, но и натуралистичные скульптуры, сделанные самим художником. Сначала эти, часто плоские, фигуры, прямо соотносясь с бурной реальностью, вызывали ассоциации с героями молодежной революции 1960-х: на одной из инсталляций карабинеры арестовывают хайратого протестанта. В 1968-м Пистолетто забрал свою работу с Венецианской биеннале в знак протеста против полицейских расправ.

Постепенно все утряслось, в зеркале стали отражаться женщины с детьми и другие сентиментальные сюжеты. А сам Пистолетто в 2003 году получил специального «Золотого льва» на Венецианской биеннале с формулировкой «За жизненные достижения».

Одна из самых знаменитых работ Пистолетто «Венера в лохмотьях» — простенькая гипсовая копия Венеры Милосской в окружении груды цветастых тряпок. Тот же восхитительный секонд-хенд присутствует и в инсталляции, привезенной в Москву, только на этот раз он украшает не даму, а огромный стеклянный объем в виде знака бесконечности. А там, в этой самой бесконечности, происходит своя бурная жизнь: шумно кипят чайники, пар конденсируется, капли падают. Вдобавок ко всем этим космическим звукам инсталляция сопровождается музыкальной композицией известной авангардной певицы Джанны Наннини, которая произносит одно только слово —«мама».

Как и всякий настоящий шестидесятник, Пистолетто — радикальный утопист, находящийся в непрерывных поисках истинного смысла этого мира и напряженных — райской красоты. Инсталляция так и называется — «Третий рай». Первый — это тот, который так бездарно профукали Адам с Евой. Со вторым, если следовать концепции художника, возникают непонятки: Пистолетто полагает, что это техноутопия. Однако такие представления о райских кущах остались в далеком прошлом: теперь каждый понимает, что даже выделенка на 2 Мб и двухъядерный процессор окончательного счастья не принесут. Счастье, как ясно доказал итальянский художник, — это бесконечные поиски бесконечного.