Москва
Москва
Петербург

Микеланджело Пистолетто, Джанна Наннини "Третий рай"

Смысл инсталляции итальянского художника Пистолетто: "Все, что вы думали о Вечности, но боялись спросить".

К чудной псевдоитальянской песенке про кастетто-пистолетто художник отношения не имеет. Он настоящий классик — из тех серьезных ребят, которые хотели выпрыгнуть из искусства, но еще больше в нем застряли. У американцев было слишком много товаров и рекламы, и они придумали поп-арт. У итальянцев товаров было поменьше, зато искусства слишком много. И тамошние радикалы решили упростить искусство максимально. Однако arte povera, то есть «бедное искусство», только об искусстве и говорило.

Пистолетто делал такие объекты — «зеркальные картины», в которых отражались не только зрители, но и натуралистичные скульптуры, сделанные самим художником. Сначала эти, часто плоские, фигуры, прямо соотносясь с бурной реальностью, вызывали ассоциации с героями молодежной революции 1960-х: на одной из инсталляций карабинеры арестовывают хайратого протестанта. В 1968-м Пистолетто забрал свою работу с Венецианской биеннале в знак протеста против полицейских расправ.

Постепенно все утряслось, в зеркале стали отражаться женщины с детьми и другие сентиментальные сюжеты. А сам Пистолетто в 2003 году получил специального «Золотого льва» на Венецианской биеннале с формулировкой «За жизненные достижения».

Одна из самых знаменитых работ Пистолетто «Венера в лохмотьях» — простенькая гипсовая копия Венеры Милосской в окружении груды цветастых тряпок. Тот же восхитительный секонд-хенд присутствует и в инсталляции, привезенной в Москву, только на этот раз он украшает не даму, а огромный стеклянный объем в виде знака бесконечности. А там, в этой самой бесконечности, происходит своя бурная жизнь: шумно кипят чайники, пар конденсируется, капли падают. Вдобавок ко всем этим космическим звукам инсталляция сопровождается музыкальной композицией известной авангардной певицы Джанны Наннини, которая произносит одно только слово —«мама».

Как и всякий настоящий шестидесятник, Пистолетто — радикальный утопист, находящийся в непрерывных поисках истинного смысла этого мира и напряженных — райской красоты. Инсталляция так и называется — «Третий рай». Первый — это тот, который так бездарно профукали Адам с Евой. Со вторым, если следовать концепции художника, возникают непонятки: Пистолетто полагает, что это техноутопия. Однако такие представления о райских кущах остались в далеком прошлом: теперь каждый понимает, что даже выделенка на 2 Мб и двухъядерный процессор окончательного счастья не принесут. Счастье, как ясно доказал итальянский художник, — это бесконечные поиски бесконечного.

16 ноября 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация