Москва
Москва
Петербург

Р. Щедрин - "Очарованный странник"

В Москву вновь прибывает дружный коллектив Мариинского театра, чтобы представить оперу Родиона Щедрина "Очарованный странник".

Когда Валерий Гергиев прошлой весной объявил, что в рамках ежегодного питерского фестиваля «Звезды белых ночей» состоится российская премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник», на многих лицах появились ироничные улыбки. Зная, какой концентрации достигает занятость Гергиева в период фестиваля («Белые ночи, черные дни», — шутят в этот период в Мариинке), никто не верил, что за рекордно малое количество репетиций он сможет одолеть большой щедринский опус.

Музыкальная ткань «Странника», такая же тонкая и замыс-ловатая, как и текст Николая Лескова, на который композитор положил свое произведение, не поддается исполнителю мгновенно. В музыку Щедрина надо вслушиваться, распознавая в ней бесчисленные оттенки настроений и смыслов, а делать это в экстремальном мариинском режиме почти невозможно. Впрочем, это «почти» в случае с Валерием Гергиевым часто решает все — и вопреки всем законам и прогнозам дирижер подготовил к премьере оперу столь тщательно, что сам автор был в полнейшем восторге. Теперь Гергиеву предстоит возобновить «Очарованного странника» для московской премьеры.

Понятие «современная опера» пугает даже самих музыкантов: в сознании возникает нечто невообразимо диссонансное, на сюжет, обязательно включающий некоторое количество сексуальных извращений, причем общей длиной в три часа. «Очарованный странник» — опера вроде современная, на партитуре стоит время окончания — 2002 год, но она упрямо противится своему времени, потому что кажется пришелицей из прекрасного далека, где жанр оперы является не эффектным анахронизмом, как сейчас, а живой и действующей частью музыкального обихода. Она органически связана со всей историей отечественной оперы, от «Жизни за царя» до «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича — безоглядно русский сюжет, бездонная русская тоска, безысходный русский фатализм. В опере всего три героя: цыганка Груша (молодая солистка Мариинки Кристина Капустинская) и двое влюбленных в нее мужчин (легкомысленный Князь в исполнении тенора Евгения Акимова и его слуга Иван — бас Сергей Алексашкин), — но эта троица одаряет такими страстями, что не нужны ни костюмы, ни декорации.

В принципе, оперы Щедрина не сильно теряют, оказавшись в пространстве концертного зала, а в случае со «Странником» мы успеем ощутить все музыкальные красоты партитуры, в которой, помимо стандартного набора инструментов, есть еще гусли, балалайка и, как водится в больших русских операх, церковные колокола.

Московская премьера «Странника», наверное, поможет задним числом исправить очередную историческую оплошность. Что ни говори, Родион Щедрин на сегодняшний день, пожалуй, единственный живой классик, и тот факт, что премьеры его крупнейших опусов проходят чаще всего не в Москве, а где-нибудь в Нью-Йорке (как в случае со «Странником») или Мюнхене, не слишком хорошо говорит о городе, где не так много (а откровенно говоря — совсем мало) хороших композиторов. Сам же Щедрин, который обязательно будет в зале со своей блестящей супругой Майей Плисецкой, сможет музыкой развеять предрассудок о том, что опера мертва.

3 августа 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация