Москва
Москва
Петербург

Мален

В театре "Современник" Владимир Агеев уместил в одном спектакле по первой пьесе Мориса Метерлинка всего Шекспира.

Современный зритель пьес Метерлинка почти не знает, если не считать вечной "Синей птицы". Не попала его драматургия и в генеральную линию русского театра. Однако режиссер Владимир Агеев, большой любитель мистики, ребусов и героев-марионеток, к Метерлинку шел достаточно давно. В итоге под конец сезона в театре "Современник" вышла "Мален" — своеобразная итоговая черта под символистским театром, в котором интересней всего, пожалуй, тонкая грань между театральной и киноэстетикой.

"Мален" — это пьеса Метерлинка "Принцесса Мален", слегка дописанная "Жуазелью". В средневековой Голландии, разделенной на две части, ожидают свадьбы наследный принц одной половины страны (Гиальмар) и принцесса другой (Мален). Но их родители ссорятся, начинается война, в которой гибнет королевство Мален, и принцесса вместе с кормилицей идет через всю страну в мрачный замок Гиальмара, где старый король обезумел от любви к невесть откуда взявшейся королеве Анне, а та строит против новоприбывшей страшные козни. Все это активно приправлено классическими для Метерлинка знаками конца света: замок обваливается, а вокруг сплошь торчат кресты новых могил.

К чести Агеева надо сказать, что всю эту апокалипсическую петрушку он довольно жестоко изрубил, хотя говорящих символов осталось достаточно. Но гораздо важнее в спектакле подтекст. Самый очевидный — шекспировский. Порочная королева Анна в красном плаще похожа на леди Макбет, старый король Гиальмар сходит с ума, как и король Лир, а его молодой сын бродит по замку, как Гамлет, да и любовь между Гиальмаром и Мален похожа на историю Ромео и Джульетты. Второй подтекст — киношный. Спектакль на программке жанрово обозначен как мистический триллер и отсылает к Дэвиду Линчу и его умению видеть за событиями второй пласт. Мизансцены "Мален" похожи на кинокадры со следами монтажных склеек: раз — и меняется сцена, герои выходят, обмениваются репликами, но в каждой следующей сцене не происходит ничего нового, и сюжет вырастает не по частям, а разом, из целого. Есть и третий подтекст, мистический: это не просто история любви, а история любви, которая свершается на небесах.

В целом все это довольно интересно, хотя слишком старательно. Старается Агеев, которому надо не утомить зрителя навязчивой мистикой, рассказав прежде всего любовную историю, но с такими культурными навесами, что трудно не потеряться. Очень старается Артур Смольянинов в роли принца Гиальмара, старательно хлопает белыми ресницами Марина Александрова в роли Мален. Режиссер заложил бесконечное количество смыслов, однако в истории любви Смольянинова и Александровой эти смыслы прорастают настолько между строк, что их слишком легко упустить, и останется лишь апокалипсическая love story с печальным концом.

Звезды отечественных блокбастеров на театральной сцене

10 мая 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация