Сиротливый Запад
Time Out

О спектакле

Криминальная драма по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха.

Мартин Макдонах — хорошо выученное в России имя современного драматурга. Почему-то именно его чернушные пьесы стали знаковыми для современного русского театра.

Местечко Линейн, где происходит действие, — «чемпион Европы по убийствам»: «один свою любовницу топором зарубил, другая своей матери кочергой мозги вышибла». Все события как будто почерпнуты из криминальной хроники — бытовые убийства на почве лени, неустроенности и злости. Искушение ставить этого драматурга как анекдот, конечно, понятно: очень уж много в его пьесах об ирландской глубинке русского провинциального ада, который хочется преодолеть смехом. Однако райкинские спектакли совершенно не похожи на предыдущие: Райкин трактует Макдонаха как проповедь.

Братья Конноры, Вален и Коулмен, живут на деньги недавно погибшего в результате несчастного случая отца и бесконечно ссорятся друг с другом — того и глядишь произойдет смертоубийство. Их пытается примирить местный священник, отец Уэлш, который, глядя на то, что творится в его приходе, начинает все больше сомневаться в религии и хлещет самогон.

От названия — «Сиротливый Запад» — отчаянно веет вестерном, однако никакой специфики Запада в самой пьесе не наблюдается, зато есть вполне узнаваемая цитата из названия пьесы Сэма Шепарда «Правдивый Запад», в которой успели переиграть все знаменитые актеры от Энтони Хопкинса до Брюса Уиллиса. Но если у Шепарда в центре было соперничество за место под солнцем, то Макдонах копает глубже: история Каина и Авеля становится у него историей о сбое во всеобщей программе мира.

Пафос этой проповеди и перенимает Райкин. Свой спектакль он выпустил на малой сцене с квадратной пощадкой-рингом. Тут сталкиваются братья Коулмен (Константин Третьяков) и Вален (Алексей Бардуков). Отсюда не отвертеться от их криков, ссор из-за денег, самогона, картофельных чипсов и постоянной дележки территории. Это противостояние, конечно, решено в первую очередь актерски — Третьяков и Бардуков, виртуозно разыгрывают ненависть. С этой же площадки читает свои проповеди пастор Уэлш (Тимофей Трибунцев) — вроде бы братьям, но на самом деле всем зрителям.

Райкин попытался достучаться адресно до всех и каждого. Именно поэтому о райкинской постановке можно говорить как о первом состоявшемся в России Макдонахе, где не стали увлекаться ирландскими красотами, а напрямую сказали, что в мире, где брат идет на брата, ад наступает прямо на Земле.