Косметика врага
Time Out

О спектакле

В аэропорту главный герой Жером встречает назойливого джентльмена, который в итоге полностью меняет его жизнь. Замечательный дуэт Райкина и Козака накаляет стандартную интригу до предела.

Своей прозой о подростковых комплексах и страданиях бельгийка Амели Нотомб известна куда больше, чем пьесами. Ее «Косметика врага» — короткий роман в диалогах, который можно легко перенести на сцену. Для этой цели Роман Козак пригласил своего товарища Константина Райкина, а режиссуру отдал в руки актрисы и педагога Аллы Покровской. В итоге двухчасовая словесная война Жерома Ангюста (Козак) с Текстором Текселем (Райкин) поставлена безупречно — смотреть ее легко, все равно что читать удобоваримую прозу Нотомб.

В зал аэропорта входит пассажир с чемоданом на колесиках. Смотрит на мониторы и устало садится в металлическое кресло — ждать ему часа два, не меньше. Из ряда манекенов, усаженных за его спиной, отделяется точно такой же пассажир — в костюме, шляпе, только ростом поменьше — Тексель. И начинает изводить соседа разговорами и леденящими душу откровениями. Кто читал «Косметику врага», будет следить за тем, как виртуозно один из актеров (Райкин) превращает текст в актерское упражнение и как точно другой (Козак) выдерживает тягостное настроение своего героя, попавшего в адскую западню. Остальные догадаются о финальном парадоксе скоро, минут через пятнадцать, и все оставшееся время будут ждать подтверждения своих выводов.

Ложная многозначительность сослужила плохую службу и Амели Нотомб, и спектаклю. Оказывается, здесь не просто детектив, а история о потере личности, не кошачий корм, а фрейдистские комплексы. От этой легко раскладываемой по полочкам «философии» спасают только герой Козака, в запале называющий корм «кошкиным», и его человеческий, помимо роли, контакт с Райкиным. Компьютерное небо — отзвук работ художника Александра Орлова в петербургских спектаклях — своей недвижной красотой заставляет думать о времени. Которое идет медленно — настолько, что кровавая развязка воспринимается как облегчение.