Москва
Москва
Петербург

Грех

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Нижегородский писатель и революционер Захар Прилепин выпустил сборник автобиографических рассказов.

У прозаика Захара Прилепина (настоящее имя - Евгений Лавлинский) биография что надо: родился в маленькой рязанской деревне, служил в ОМОНе, воевал в Чечне, окончил филфак, активно участвует в деятельности незарегистрированной оппозиционной партии, постоянно - в митингах и акциях. Десятки литераторов отдали бы многое, чтобы обзавестись хоть парой пунктов из его послужного списка. Впрочем, к его литературному дару это прямого отношения не имеет - а то, что Прилепин дьявольски талантлив, признают даже критики и коллеги, которым отвратительны его националбольшевистские убеждения.

О нижегородском писателе заговорили в 2004 году после выхода романа "Патологии"; в прошлом году его книга "Санькя" вошла в шорт-листы "Букера" и "Нацбеста". Теперь он выпустил сборник рассказов - упражнение в вымирающем в современной России жанре. Однако энергии Прилепина, похоже, хватит на то, чтобы оживить мертвеца.

В этих новеллах нет, казалось бы, ничего особенного - просто отдельные, не связанные между собой эпизоды жизни рассказчика Захара. Вот он работает в клубе вышибалой, а вот в детстве играет с племянником на даче и заглядывается на кузин, вот он на войне, а вот работает землекопом на кладбище. Но главное здесь не что, а как. Прилепин говорит не торопливым языком пресыщенного жизнью московского блоггера, а вескими словами нестоличного человека, к тому же хорошо начитанного. "Нежность к миру переполняла меня настолько, что я решил устроиться в иностранный легион наемником", - пишет он в одном из рассказов; этот весьма нехарактерный для бывшего омоновца сноп эмоций показывает, что лирический потенциал автора ничуть не уступает ироническому. При этом окружающий мир у Прилепина вовсе не добр по отношению к герою. Случайный прохожий может плюнуть в маленького ребенка, бомжи - украсть и съесть щенков, а посетители в клубе просто ведут себя как хищные звери: стоит лишь на мгновение дать слабинку, как они бросаются на героя и рвут его на части.

Тонкий и ранимый лирический герой книги удивительно не похож на образ самого Прилепина. В камуфляже на фотографиях, с мегафоном на митинге, в статьях на оппозиционных сайтах - везде он предстает человеком, уверенным в себе и в своих идеалах. А вот писатель Прилепин не унижается до ответов на вопросы, которые сам ставит. Упрекнуть его пока можно только в некоторой литературной робости. В сборнике чувствуется явное подражание языку и стилю Андрея Платонова - точно так же в "Патологиях" Захар переосмысливал рассказы Льва Толстого о кавказской войне, а в "Санькя" переписывал на современный лад "Мать" Горького. В следующей книге Лавлинскому неплохо бы уже перестать изображать копииста и самому стать "образчиком стиля" - тем более что теперь у него для этого есть все. Его даже Путин в Кремле принимал.

Грех
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация