Оси Апшерона | Time Out

Оси Апшерона

Оси Апшерона

О мероприятии

Государственный центр современного искусства представляет короткую историю современного искусства Азербайджана — от нонконформистских абстракций до современного видеоарта.

Искусство ближнего зарубежья, в последние годы подзабытое и подзаброшенное, теперь снова в центре внимания. Недавно с помощью куратора Виктора Мизиано мы основательно познакомились с тем, как обстоят дела в Средней Азии, теперь можем исследовать искусство некогда очень популярного в СССР — в основном из-за ярких и сочных красок — солнечного Азербайджана.

За прожитые врозь годы в новеньких независимых государствах, как и в России, произошли тектонические сдвиги в сознании, была основательно переписана история искусств, выросли новые, совершенно неизвестные нам художники, появились скроенные по международным лекалам институции. Выставка, торжественно озаглавленная в честь древнего названия огнедышащей земли на Каспийском побережье, — итог сотрудничества двух родственных по духу государственных центров современного искусства, плодящихся в ступивших на демократический путь странах почти как «Макдоналдсы».

Девять участников выставки, как водится у не так давно включившихся в мировой арт-процесс европейских окраин, представляют международные тренды с локальным акцентом. Вынесенный в название Апшерон — часть этой стратегии, намек на то, что речь пойдет о пейзажах древних, восточных, загадочных. Как часто бывает, в живописи они превращаются в абстрактные символы и орнаментальные мотивы. Другие источники вдохновения — русский авангард и европейская живопись последних десятилетий.

Среди авторов — и неофициальные затворники, и молодое поколение, представляющее Азербайджан на нынешней, 52-й Венецианской биеннале. Самые известные в России персонажи — активно выставлявшиеся в советские годы абстракционисты Фархад Халилов и Джавад Мирджавадов. На выставке в ГЦСИ покажут, впрочем, последние картины Мирджавадова на библейские темы с веселыми осликами и напоминающими о персидских миниатюрах фигурками. Менее известны в России и даже родном Азербайджане напоминающие о позднем Малевиче из «Крестьянского цикла» работы Ашрафа Мурадова и кубофутуристическая живопись Гохмаза Эффендиева. За современность в этой ладной конструкции отвечают по-новому искренняя фотография и видео.

Билетов не найдено!

Закрыть