Москва
Москва
Петербург

Шлем ужаса

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Правду сказать, это была нечестная игра. Задать Пелевину, у которого сам метод строится на игре в мифологемы, переосмыслить миф - это несколько чересчур.

Правду сказать, это была нечестная игра. Задать Пелевину, у которого сам метод строится на игре в мифологемы, переосмыслить миф - это несколько чересчур. Нетрудно было предположить, что при таком раскладе мифа и метода прием безоговорочно восторжествует. Издательство Canongate, озадачившее передовых писателей из разных стран пересказом архетипических сюжетов, вовлекло Виктора Пелевина в чудесную и убийственную авантюру. "Шлем ужаса" уже назвали и самым красивым, и самым удачным романом Пелевина. Ни в одной, ни в другой оценке не содержится ничего экстремально лестного: в конце концов, пересказ мифа - это уже только отчасти оригинальный роман. Кажется, применительно к "Шлему ужаса" имеет смысл вести речь о самом "типическом" произведении автора. Вещи, в которой метод Пелевина кристаллизовался и переосмыслил сам себя, - недаром в финале персонажи-ники складываются в Минотавра.

В некотором царстве, условном, как ландшафт готического триллера, персонажи просыпаются в одинаковых комнатках с выходом в интернет. Интернет загадочный - некий паук рулит сетью, как хочет, и не отпускает героев дальше, чем положено. Все они обречены тащить нить повествования по одной единственной нити Сети. Да, нить-то начала Ariadna. Ники заданы кем-то потусторонним. Таким образом, эти афинские юноши-девушки обречены не только наполнять их собственным содержанием, но и соответствовать: так, бритый усатый детина, "пыльный мужик" с татуировкой в виде фонтана со знаком $, вынужден отыгрывать Ромео, а некий Slif_zoSSchitan изъясняется исключительно на сетевом арго: "аффтар жжот", "ниипет". Все они помещены в лабиринт с неведомой целью, только лабиринт у каждого свой - у кого-то это выстроенный из фанерок скринсейвер, у кого-то регулярный парк с живыми изгородями, а у кого-то стол, лист бумаги и пистолет с одним патроном.

Ники "чатяцца", выдвигают версии одна фантастичнее другой, договариваются до того, что все вокруг иллюзия, - не слишком оригинальная, притом сквозная для Пелевина тема. Ариадне снятся сны, в которых волшебные карлики объясняют устройство мира в общем и устройство шлема ужаса в частности. Шлем ужаса, который носит Минотавр, он же Астериск, властитель вселенной, - не что иное, как генератор кругового обмана, в числе иллюзий шлем воспроизводит и сам себя. Всю эту научно-мифологическую тарабарщину Пелевин раскручивает мастерски - роман-трип, замешенный на детективе, и читается как детектив. С одной разницей - кто здесь будет убийца, каждый может решить для себя сам; и что касается автора, то здесь тоже могут быть версии. Пелевин так судорожно, поспешно и вместе с тем решительно схлопывает повествование, что понять, "соскочил" ли он вместе с Тесеем или с остальными никами-гранями некоей надличности образовал из Минотавра Мнозавра, которого беспрерывно тошнит, - можно в соответствии с личным для вас образом популярного автора. Одно ясно - после "Шлема ужаса" не может больше быть того Пелевина, которого мы все знали, а кто-то и любил. Минотавр - это Тесей, который смотрит на себя в зеркало и видит Минотавра, поскольку на него, бедного, надет шлем ужаса. Метод Пелевина в "Шлеме" выражен на такой чистой и высокой ноте, что чуть не искрит. А что будет дальше - game over или переход на новый уровень, покажет следующий роман.

6 декабря 2005,
Шлем ужаса
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация