Москва
Москва
Петербург

Николай Луганский (фортепиано)

Сольный концерт в Москве дает Николай Луганский - пианист, неторопливо и с достоинством сделавший себе серьезную карьеру.

В 1994 году Николай Луганский стал лауреатом Конкурса им. П. И. Чайковского — точнее, был удостоен серебряной медали и Второй премии; золотая медаль и главное призовое место тогда не присуждались. К своей вершине музыкант шел ровно и без эксцессов — что на состязании пианистов, во время которого в каждом закоулке обширного консерваторского здания зреют заговоры, почти невозможно. Впрочем, отсутствие сенсационности и даже малейшего привкуса скандальности в этой победе на первых порах сыграли против Луганского: публика вкладывает в понятие «победитель» умение прокладывать себе дорогу с помощью локтей, бойцовский характер или по меньшей мере умение стойко сносить удары судьбы. Но в случае с молодым выпускником все эти критерии оказались недействительными — на сцену светловолосый юноша выходил со спокойным лицом, а не со стиснутыми зубами; в его поклонах не было подобострастия, он не стремился понравиться и не изображал гения, на которого снизошел поток вдохновения. Одним словом, сенсацией Николай не стал, и после конкурса его карьера набирала ход постепенно, без всяких резких рывков.

Залы на первые сольные программы пианиста во второй половине 90-х наполнились не сразу. Сначала кучки любопытствующих приходили посмотреть на новоиспеченного лауреата — и покидали зал, как правило, разочарованными: хорошей игры им было недостаточно, а цирковых трюков за роялем Луганский предложить не мог. Затем у него появилась небольшая, но постоянная собственная аудитория, которая до сих пор с каждым годом расширяется — опять же постепенно.

Подобный путь к олимпийским высотам сейчас большая редкость. Публика ждет от исполнителя неожиданных маркетинговых решений: просто игры на фортепиано, какой бы качественной она ни была, пианисту уже явно недостаточно. За годы стабильного роста Луганский наверняка расширил свой круг умений, но главным для него по-прежнему является общение с черно-белой клавиатурой. На стадионах ему выступать пока рано, да он и не захочет: полторы тысячи человек, которые собираются в Большом зале Консерватории на каждый его концерт, — самая верная и самая неиспорченная публика в столице.

Свой апрельский сольник он посвящает авторам трех стран — немцу Бетховену, французу Равелю и россиянину Рахманинову. В бетховенской Семнадцатой сонате он продемонстрирует свой строгий вкус и блестящую консерваторскую выучку; в фортепианном цикле «Ночной Гаспар» Мориса Равеля — легкие пальцы и умение ткать любопытнейшие звуковые узоры (недаром самыми горячими поклонниками Луганского после его соотечественников являются французы). Наконец, в Рахманинове — «Музыкальных моментах» и грандиозной Второй сонате — ему придется забыть и о классической выправке, и о французских воздушных полунамеках, чтобы с головой нырнуть в поток романтических страстей. Присоединиться к его путешествию по эпохам и стилям будет особенно полезно новичкам: после игры Луганского им легче будет отличить классную интерпретацию хорошей музыки от многочисленных подделок.

21 февраля 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация