Художник, спускающийся по лестнице

О спектакле

Для Лены Невежиной постановка в МХТ пьесы Стоппарда - вторая попытка разобраться с его поэтикой. Первый раз она ставила ту же пьесу в Рижской русской драме с Полиной Агуреевой в роли слепой красавицы. Два времени, две параллельные жизни. Одна - счастливая молодость, другая - горькие воспоминания о трагически погибшей девушке.

Для Лены Невежиной постановка в МХТ — вторая попытка разобраться с пьесой современного британского драматурга Стоппарда, написанной в середине 60-х. Несколько лет назад эксперимент над «Художниками» той же Невежиной был проведен в Риге — тогда главной в спектакле оказалась прекрасная слепая Софи, в роли которой необычайно хороша была Полина Агуреева.

В программке нынешнего «Художника» - краткий курс истории дадаизма. Вместо занавеса — бумажная штора на металлической леске, заляпанная красками, на сцене — произведения авангардистов, некогда имевших успех, а ныне старых, забытых и никому не нужных. Когда-то все они любили одну и ту же слепую девушку, которая погибла по их вине. Трагедия теперешней жизни — труп одного из стариков, лежащий под сломанной лестницей.

Пьеса была написана Стоппардом для радио — по замыслу автора мы должны смотреть на мир глазами слепой Софи, то есть не видеть ничего: ни художников, ни их творений. Единственный доступный способ быть зрячими — использовать собственное воображение. Это ключевой фокус пьесы — зримое представление ей не только нежелательно, но и прямо противопоказано. Несколько лет назад Невежина поставила спектакль по пьесе коммерческого драматурга Эрика Шмитта «Загадочные вариации» в театре Маяковского. Стоппарда в МХТ уподобили Шмитту: превратили его «Художника» в добротную детективную историю, развивающуюся от конца к началу. Посчитали, что налет романтической привязанности, которым вздумали дополнить сочинение британского интеллектуала, картины не испортит. Автор живет далеко и, наверное, не обидится.