Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде 1910–1980

Эволюция русского авангарда в лицах: Эль Лисицкий, Роберт Фальк, Марк Шагал, Оскар Рабин, Эрик Булатов, Юрий Альберт, Илья Кабаков.

Уже из названия понятен принцип, по которому выбирались участники выставки – все они еврейского происхождения – и он-то и интригует больше всего: есть ли некие общие национальные черты в творчестве этих художников, принадлежавших к разным историческим периодам, художественным группам, школам, социальным кругам и так далее?

Выставка поделена на три важных исторических этапа в искусстве страны ХХ века. «Первый русский авангард» – это, собственно, та самая эпоха «Черного квадрата». Сюда относятся великие Марк Шагал, Роберт Фальк, Эль Лисицкий и другие художники, многие из которых были «местечковыми евреями», то есть родившимися и выросшими в еврейских поселениях черты оседлости – в Витебске, под Смоленском, в Новороссии – очень традиционных по своему характеру.

«Второй авангард», или период нонконформизма — время шестидесятников и семидесятников – художников, впервые после смерти Сталина получивших возможность не просто отступить от единственно признанного в стране Советов стиля соцреализма, но и вновь вернувших русское искусство в международный контекст (пусть зачастую и секретно). Среди них Оскар Рабин, Владимир Янкилевский, Михаил Гробман и другие действительно громкие имена.

И, наконец, третья часть – «Московский концептуализм и соц-арт» – последние десятилетия советской истории, давшие возможность Илье Кабакову, Эрику Булатову, Юрию Альберту, Виталию Комару и Александру Меламиду и многим другим уверенно выйти на международную арт-сцену. К тому же и московская концептуальная школа, и тем более соц-арт считаются уникально российскими художественными явлениями, которые уже не первое десятилетие живо интересуют западных критиков, кураторов и коллекционеров.

Так как выставка выстроена хронологически, в ней очень четко прослеживается влияние исторических событий на творчество художников того или периода. Если в первой трети XX века мы видим большое количество традиционных еврейских сюжетов и мотивов – например, у Шагала – то в более поздние периоды этого практически нет, что неудивительно: за принадлежность к «лицам еврейской национальности» могли отправить (и отправляли) в лагеря. Глядя на собранные в залах работы, приходишь к выводу, что еврейские художники общи не столько характерными особенностями творчества – а мы не увидели разницы между ними и их нееврейскими соратниками по цеху, по крайней мере, начиная со второго авангарда – а уходом в глубокую внутреннюю эмиграцию в первую очередь по причинам отнятой этой самой национальной идентичности: «Евреем в этой стране я быть не могу, но художником-нонконформистом все же буду».

На вопрос о принципе составления выставки отвечает Иосиф Бакштейн, куратор, директор Института проблем современного искусства:

«Проблема поиска национального смысла характерна для художников первой волны авангарда – Шагала, Фалька и других. Во время второго авангарда и среди московских концептуалистов было много еврейских художников, но не было еврейской темы и  сюжетов. Все-таки на наше поколение – поколение шестидесятников и семидесятников – пришлось время довольно серьезной поддержки антисемитизма государством, поэтому даже у тех, кто четко понимал свою национальную идентичность, это не находило прямого отражения в творчестве».

Независимо от того, получится ли проследить ту самую общность в работах, собранных на выставке, посмотреть ее стоит обязательно – не так часто в одном пространстве собирается такое количество признанных шедевров.

3 февраля 2015,

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация