Александр Волков | Арт | Time Out

Александр Волков

Александр Волков

О выставке

На выставке к 120-летию Александра Волкова покажут Восток — и кубистический, и соцреалистический.

Череда юбилеев заменяет нашим музеям выставочную политику. Но с Александром Волковым вышло довольно удачно — круглая дата идеально совпала с модой на все восточное: горы, солнце, чайхана и паранджа снова воспринимаются экзотической сказкой — таинственной и опасной. Родной Ташкент юбилей художника уже отпраздновал, теперь очередь за Москвой, тем более что экспозицию Третьяковской галереи украшают, безусловно, лучшие его работы — в том числе и замечательная «Гранатовая чайхана». В Узбекистане Волкова чтят как основоположника национальной живописной школы, охотно преувеличивают его славу до всемирной и чуть ли не слагают легенды о великом творце, якобы пешком прошедшем всю страну, встречавшем восходы в горах песнями, читавшем стихи в чайханах, где ему подпевала публика. Объединяет обе экспозиции недостаток средств — именно этим организаторы выставок объясняют то, что в Ташкенте не было картин из Москвы, а в Москву не везут то, что хранится в Ташкенте. К счастью, доставить картины из Русского музея в Петербурге денег хватило.

Художнику, родившемуся в российском Туркестане в семье врача, кочевавшего по гарнизонам всей Средней Азии, конечно, в страшном сне не могло привидеться стать национальным памятником. Он учился в Петербурге у Владимира Маковского, Николая Рериха и Ивана Билибина, в Киеве сильнейшее впечатление на юношу произвели росписи Врубеля. Похоже, что поначалу Волков думал больше об учителях, обожавших все яркое и необычное, и только потом уже — о восточной специфике и международных трендах. Впрочем, с холодным аналитическим кубизмом у ярких, сочащихся цветом работ Волкова немного общего — эта идея художника явно увлекала недолго. С «треугольниками» он расстался быстро и стал ближе к народу. А после введения сплошного единомыслия в художественной среде с энтузиазмом разрабатывал соцреалистическую ниву: искренне радовался строительству Ферганского канала, писал людей в халатах, дружно, в едином порыве машущих кирками. Восток в изложении Волкова совсем не тонкий, наоборот — жизнерадостный, ясный, нарядный и совершенно безопасный, как на традиционных ковриках. Так что выставка будет позитивной и умиротворяющей.

Билетов не найдено!

Закрыть