Москва
Москва
Петербург

Н. Римский-Корсаков "Царская невеста"

Владимир Федосеев представляет в Концертном зале им. Чайковского оперу Римского-Корсакова "Царская невеста".

По "Царской невесте" можно учить историю России - речь в ней идет о третьей жене Ивана Грозного Марфе Сабуровой, отравленной завистниками спустя две недели после свадьбы. В либретто история преступления, естественно, приобретает романтический характер, и действие подается с весьма нетривиального ракурса. Собственно, единственным героем, который не поет и вообще не появляется на сцене, становится Иван Грозный - зато много места уделено несчастной Марфе, ее жениху Ивану Лыкову и позарившемуся на красотку царскому опричнику Григорию Грязному. Никогда не питавший слабости к мелодраматическим сюжетам, в 1899 году Римский-Корсаков решил попробовать себя именно в таком жанре - тем более что прежде монополистом в этой области был его главный соперник П. И. Чайковский. Риск себя полностью оправдал - в "Царской невесте" зрители плачут не меньше, чем в финале "Пиковой дамы", а предсмертное ариозо обезумевшей Марфы (где Римский-Корсаков соревнуется с самим Доницетти, у которого такое же необыкновенной красоты ариозо поет безумная Лючия ди Ламмермур) прочно вошло в набор мировых вечнозеленых хитов.

"Царская невеста" никогда не была обижена вниманием оперных режиссеров - только в Москве она идет сразу в трех версиях на трех разных сценах. Однако для Владимира Федосеева, последние несколько десятилетий не дружившего ни с одним из московских музыкальных театров и демонстративно предпочитавшего концертный формат, эта популярность ровным счетом ничего не значит. Он спокойно готовит свою "Невесту" - пусть на один вечер и на сцене концертного зала, но зато с таким составом исполнителей, который не снился ни одному театру.

Одна из артисток, заявленных в афише, грозит сместить все смысловые акценты опуса и перетянуть все внимание на себя - причем настолько, что опере впору было бы поменять название. Это Ольга Бородина, дива и примадонна русской оперы, статная петербургская красавица с роскошным бархатным меццо-сопрано; ее боятся все режиссеры и уважают все без исключения дирижеры. Роль злой соперницы Марфы - простонародной девушки Любаши, приревновавшей Григория Грязного к царской невесте, - одна из коронных в репертуаре Бородиной. Так что не удивляйтесь, если вопреки правилам последней на поклоны публики выйдет именно она - вполне возможно, что злобной отравительнице будут аплодировать больше, чем ее безвинной жертве Марфе в исполнении молодой московской солистки Ирины Дубровской.

Н. А. Римский-Корсаков "Царская невеста" (полусценическая версия) Солисты, Московский государственный академический камерный хор. Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев.
24 января 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация