Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Гамлет

Режиссер/Постановщик: Юрий Бутусов
В постановке режиссера Юрия Бутусовв о классическом исполнении трагедии речь не идет — актеры балансируют на грани фарса.

Взяв в свой дебют на сцене МХТ трех товарищей по общему театральному прошлому, петербуржец Юрий Бутусов сразу выиграл. Произошло это, правда, на чужой — московской — территории, но так ведь Хабенский с Пореченковым уже второй сезон как числятся в штате Художественного театра. В «Гамлете„ к ним присоединился третий — белый клоун Трухин.

Вместе со всеми своими огрехами “Гамлет„ демонстрирует настоящий драйв. Вот Гамлет (Михаил Трухин) понарошку, но больно пихает своего отчима в упругий живот; вот Клавдий (Константин Хабенский) резво и жестко отвечает ему тем же; вот мстительный “подросток„ дергает убийцу отца за подтяжки и поворачивается к нему задом; вот красивый любовник Гертруды дает Гамлету такого пинка, что тот летит кувырком. Разыгран этот цирковой номер словно по нотам — как мальчишеские поединки в старом бутусовском “В ожидании Годо„. Эти акробаты с трагической ноткой в голосе умеют выделывать и не такие номера.

После “Утиной охоты„ Хабенского упрекали в том, что он не тянет на героя; после “Белой гвардии„ снисходительно хлопали по плечу Пореченкова — за “убойный отдел„; Трухину, вероятно, еще припомнят “Ментов„. Расцветают все трое только у Бутусова, который поставил с ними далеко не безупречный спектакль, и даже совсем не трагедию. Но дело не в этом: ленивый не увидит, что эти записные киногерои выучены не хуже балетных. Кто взлетает на гимнастического коня легче пушинки? Конечно, Клавдий — Хабенский. Кто лучше всех кричит петухом? Артист Трухин в роли принца Датского. И режиссер, зная за своими старыми знакомцами азарт к подобному, играет с шекспировским текстом на сопротивление. Мокрая насквозь Офелия (Ольга Литвинова) у него сходит с ума под “Аукцыон„. Своим “быть или не быть„ Гамлет задается, выворачивая из левого портала обшитый металлом стол. Клавдий испытывает тошнотворный страх перед съехавшим с катушек юнцом, а его пасынок справляет малую нужду, когда к нему приходит надоедливый Полоний (Михаил Пореченков). У слов здесь есть физический эквивалент — этой науке артистов учил петербургский профессор Фильштинский, а вкус к дуракавалянию привил Бутусов. А харизма, как водится, от природы.

Не стоит думать, что трехчасовой “Гамлет» — это сплошь трюки и веселый Пореченков, который пошлейшим образом извращает письмо Гамлета к Офелии и дважды срывает овацию. Это еще массированная атака художника Александра Шишкина, перерезавшего пустоту сцены проволоками, на которых висят и позвякивают жестяные банки. Хотя, честно говоря, одних трюков хватило бы, чтобы сказать: Бутусов — пока единственный из приглашенных режиссеров, кто без напряга сдал экзамен на большой сцене МХТ.

Михаил Трухин: «Я борюсь со своим «ментом»»

28 ноября 2005,

Афиша

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация