Оптические пространства Виктора Вазарели | Арт | Time Out

Оптические пространства Виктора Вазарели

Выбор Time Out
О выставкеМатериалы
Оптические пространства Виктора Вазарели

О выставке

Экспозиция из работ разного периода пионера жанра оптических иллюзий.

Венгерский пионер «оптических иллюзий» считал, что искусство должно быть массовым, и жизнь индивидуума всяко будет счастливее от повседневного контакта с прекрасным. Исходя из этого, работы Вазарели выполнял в технике сериграфии — многократного наложения краски с помощью трафаретов. Так начинается эпоха тиражированного иск усства «под копирку». Ну да оставим моральный аспект (дескать произведения искусства тем и ценны, что несут отпечаток автора) на совести Вазарели: в Москву привезли те самые сериграфии — плюс-минус несколько объемных композиций тех же беспокойных расцветок и оптические панно.

Экспозиция, собранная соотечественниками художника, музыкантами Кати и Тибором Чепеи, колесит по миру уже около30 лет. В нее входят объекты разных периодов творчества Вазарели — от «фигурального», где можно найти отсылки к Дали, до сплетенных зебр всех форм и размеров в стиле Маурица Эшера. Семья Чепеи играла концерты на фоне произведений Вазарели, чтобы продемонстрировать музыкальность его работ — и собирала, кстати, аншлаги.

Все эти «Веги» и «Дельты», безусловно, являются необычным визуальным опытом — красивой в общем-то игрой с формой и пространством. Они будто подсвечены изнутри, и бумага, кажется, вздымается ,принимая сложные вазарелевские формы. Но хорошего понемножку — от большой концентрации оп-арта рябит в глазах, и неизбалованное яркими красками восприятие москвича притупляется. Это, кстати, предрекал еще Дюшан. Сегодняшней наиболее узнаваемой альтернативой Вазарели можно считать работы Бриджит Райли, растиражированные развлекательными сайтами — они будто движутся, когда смотришь поверхностно, но стоит заострить внимание на детали — и картина замирает.

В пользу несомненных достижений Вазарели в области соотношений пространства, времени и их тождественности говорит хотя бы то, что его работы — единственные произведения искусства, бывавшие в космосе. Одну из них — параноидального котика с разными глазами — можно увидеть в Москве.

Билетов не найдено!

Закрыть