История Алоиса | Театр | Time Out

История Алоиса

История Алоиса

О спектакле

В Театре имени Образцова поставили «теневой» спектакль по притче Густава Майринка, мораль которой зависит от места в зале.

Два разных спектакля в одно и то же время и в одном и том же месте — ученики создателей знаменитого театра «Тень», молодые Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов (в их послужном списке уже есть дебютная «Сказка, которая не была написана» в «Практике») доказывают и показывают, что восприятие сюжета зависит от того места, которое ты занял в жизни.

Места для публики и игровая площадка «Истории Алоиса» находятся прямо внутри сценической коробки и отгорожены от пустого зала легкой белой шторой. Узкая дорожка разделяет ряды так, что зрители сидят по разные стороны прохода лицом друг к другу, с белым экраном за спиной. Получается, что одни смотрят историю про львенка Алоиса, воспитанного стадом овец, а другие — историю про Алоиса-ягненка, выросшего среди львов. И действие, и текст устроены столь ловко, что неповоротливые взрослые могут так и не раскусить трюк, пока их любознательные и вертящиеся дети не расскажут что к чему.

В основе нехитрой притчи — закон справедливости в древнегреческом его понимании. Каждый должен быть на своем месте: раб на месте раба, господин на месте господина, лев на месте льва, а баран на месте барана; в противном случае гармония будет нарушена. В «Истории Алоиса» ее, кстати, так и не восстановят: лев останется среди овец, а баран среди львов — вполне актуальный финал.

Прозрачный смысл здесь заключен в совсем не простую форму: один фокус с параллельными сюжетами чего стоит. Экранный театр теней, напоминающий своего рода рукотворную мультипликацию, сменяется выходом актеров, оживляющих своих рисованных персонажей. Уютный оркестрик, расположившийся тут же, играет причудливую смесь из всевозможных стилей, под которую поют и пляшут герои.

Но самое интересное тут — игра с пространством. В сцене сна Алоиса занавеска, отделяющая публику и актеров от зала, отодвигается. В темноте открывается дверь (на самом деле — вход в партер), и в проеме появляется черный женский силуэт — это умершая мать героя, призывающая его помнить об истинном происхождении. Но перспектива внезапно обрезается, занавес задергивается, и зрители снова оказываются в «коробке» наедине с рисованными персонажами, высвечивающимися на белых листах.

Правила игры, предложенные изобретательными авторами, уже хотя бы визуальное впечатление гарантируют точно. Но главное здесь в другом: что бы ни случилось — лучше оставаться на своих местах. Ведь если решишь пересесть, то главный герой может неожиданно превратиться из льва в барана да так им и остаться.

Билетов не найдено!

Закрыть