Мазурка Фого

О событии

Немецкий хореограф Пина Бауш привезла спектакль об океане, Португалии и умиротворении.

В семидесятых, когда Пина Бауш была молода, эффект ее воздействия на окружающую среду был равен разве что эффекту воздействия городских партизан. Спектакли взрывали мир, заставляя обывателя неуютно ежиться в разгромленном пространстве. Когда женщины-вакханки в "Весне священной" носились по наваленному на сцене торфу, казалось, что происходит все это после вселенской катастрофы, и Бауш эту катастрофу прямо-таки воспевала. Из оперного театра маленького немецкого городка Вупперталь, разогнав зефиров и амуров, она сотворила центр танцсопротивления классике — и тем прославила его на весь мир.

Со временем ее спектакли стали мягче и внимательней к людям: она начала всматриваться в человечество и в способы его существования. Признала, что они могут быть различны, сумела заменить гневные филиппики многопонимающей улыбкой. Так возник "путешественный" цикл: вместе со своей труппой Пина приезжает в какой-нибудь город и долго живет там, схватывает острым глазом уличные сценки, вживается в пейзажи, впитывает местную мифологию. Началось все с Рима (спектакль "Виктор"), продолжилось Лиссабоном — "Мазурка Фого", которую везут к нам на гастроли. Затем был вдохновленный Гонконгом "Мойщик окон", который показали в Москве три года назад, — спектакль получил "Золотую Маску" как лучшая гастроль сезона.

В "Мазурке Фого" танцовщицы карабкаются и скатываются на землю по серым скалам, задник-видеоэкран наполняется то океаном, то карнавальной толпой, а артисты, как и в "Мойщике окон", не соблюдают границ между сценой и залом и запросто спускаются в партер и там танцуют. Это не просто милая шутка, это часть идеологии: мир един, нет границ между артистами и зрителями. Танго, самба, джаз, разговоры, мимические сценки — трехчасовой спектакль покажет Португалию со всех возможных сторон. И объяснит, что революции — ерунда, по сравнению с океанским прибоем.