Питер Рубенс "Тарквиний и Лукреция"

О событии

В Пушкинском музее вниманию публики представлен не просто шедевр Рубенса, а произведение, оказавшееся предметом многолетней тяжбы.

Вниманию публики представлен не просто шедевр Рубенса, подвергавшийся долгой и сложной реставрации, а произведение, оказавшееся на самом острие реституционных скандалов, — предмет многолетней тяжбы.

С 1769 года хранившаяся во дворце Фридриха Великого в Сан-Суси картина считалась навсегда утраченной в 1945 году, пока не вынырнула из небытия в феврале 2003-го. Тогда выяснилось, что ее владельцем является российский бизнесмен Владимир Логвиненко (на выставку в Пушкинский ее предоставил некий частный фонд). История о том, как знаменитый шедевр, эвакуированный в подвалы замка Рейнсберг в 1943-м, оказался в руках майора Советской армии Бориса Дорофеева, — туманна. По семейной легенде, картина была обнаружена им не в государственном хранилище, а на вилле любовницы Геббельса, которой якобы тот и подарил шедевр. Дальнейшее звучит яснее — картину, самым варварским образом свернутую до размеров чемодана, долгие годы хранила семья майора, а в 1999-м ее продали.

Поменяв нескольких хозяев, шедевр был приобретен за 3,5 млн долларов Владимиром Логвиненко, который поначалу вежливо предложил немцам выкупить сокровище за компенсацию в 60 млн евро. Радость обретения была недолгой и виртуальной — история утонула в юридических спорах, а картину, кроме участников истории и реставраторов, никто не видел. Известно, что Государственный Эрмитаж отказался от чести выставить «Тарквиния и Лукрецию». Но Пушкинский музей всегда брал отвагой.