Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Горе от ума

Чацкому не хватило ума понять, что он – третий лишний

Спору нет, «Горе от ума» затвержено, заучено, зачитано до дыр. Гениальная пьеса, прославившая русского дипломата, занимает почетное место в университетских и школьных учебниках. Сергей Арцибашев поставил Грибоедова в театре «На Покровке», минуя ученические штампы, с одной стороны, и без каких-либо заигрываний с современностью — с другой. Но благодаря тому, что режиссер внимательно вчитывался в текст и занял талантливых актеров, получился весьма изящный спектакль.

В своем «Горе от ума» режиссер проникся большим сочувствием к персонажам негероического склада. Все патетические разгромные речи Чацкого (Евгений Булдаков) тонут во всеобщем очаровании обитателей и гостей фамусовского дома. Здесь молодой красавец Скалозуб (Сергей Ищенко) в мундире с иголочки и с обворожительной улыбкой гораздо симпатичнее маленького, прыщавого, нетактичного Чацкого. А миловидный, как участник мальчишеской поп-группы, Молчалин (Сергей Загребнев), глядя сверху вниз на странствующего героя со снисходительной улыбкой, наставляет его, словно ребенка: «Ведь надобно ж зависеть от других…» И это звучит убедительней «гонений на Москву». Главной в грибоедовском тексте Арцибашеву показалась тема не лишнего человека, а неудачного любовника. Именно поэтому Чацкий уподобляется балаганному Петрушке, который в антракте рассказывает зрителям, что, вернувшись из путешествия, обнаружил у жены любовника и тут же прибил его. По сравнению с красавцами Скалозубом и Молчалиным Чацкий жалок и асексуален, он лузер еще и потому, что в любви, предполагающей супружество, нужны «чудеснейшие» качества Молчалина, а не «грозный взгляд и резкий тон».

18 апреля 2008,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация