Москва
Москва
Петербург

Декабрьские вечера Святослава Рихтера

На "Декабрьские вечера" впервые приезжает польский пианист Петр Андершевский, которого называют преемником Святослава Рихтера.

Отправной точкой в карьере любого пианиста (если это действительно серьезная карьера) становится, как правило, какая-нибудь случайность. Классический вариант — срочный выход на замену заболевшему коллеге. Более редкий пример — когда какая-нибудь знаменитость мимоходом где-то слышит молодое дарование и берет его под свою опеку. Но в карьере поляка Петра Андершевского случайности почему-то всегда заменялись нелепостями. В 1990 году у него были все шансы стать финалистом одного из престижнейших конкурсов мира — состязания пианистов в Лидсе. Симпатичному музыканту благоволили все — жюри, публика, пресса, — но во время выступления на втором туре Андершевский без всяких видимых причин снял руки с клавиатуры и ушел за кулисы, оставив всех в недоумении. Как он потом объяснял — ему активно не понравилась собственная игра, и он решил ретироваться.

Спустя год Андершевский опять испытал приступ неуверенности в себе — в Варшаву приезжал его кумир Святослав Рихтер, и поляк хотел во что бы то ни стало познакомиться со старшим коллегой. В день концерта, перед утренней репетицией, пианист тайком от охраны пробрался в зал, лег на пол и обратился в слух — Рихтер вышел на сцену, сделал круг почета по ней, спустился в зал, поглазел на галерку и удалился. Уже потом расстроенному Андершевскому объяснили, что маэстро никогда не прикасается к роялю перед выступлением, а просто приходит и изучает особенности зала. Правда, в тот же вечер он уже сидел рядом с Рихтером и переворачивал ему страницы (эту функцию обычно выполняла девушка, но патриарх объяснил, что женский бюст на близком расстоянии отвлекает его от клавиатуры). А спустя несколько лет познакомился с режиссером Бруно Монсенжоном — другом и биографом Рихтера, который, недолго думая, решил снять об Андершевском фильм, наподобие того, который уже снял о Святославе Теофиловиче.

Музыкальным материалом для фильма были выбраны "Диабелли-вариации" Бетховена — длинный и изматывающий цикл, который пианисты редко включают в программу — такой он сложный и невыигрышный. Для Андершевского, как раньше и для Рихтера, бетховенские вариации представлялись непокоренной вершиной, идеальной для того, чтобы продемонстрировать интеллект, умение выстроить архитектонику крупной формы и разнообразие исполнительских приемов. Результат работы над циклом в студии оказался таков, что Монсенжон, обладающий значительным авторитетом в музыкальном мире, в своих публичных высказываниях не постеснялся провести параллели между Андершевским, Рихтером и Гульдом. После выхода этой документальной ленты ее главному герою уже не приходилось обивать пороги артистических агентств и предлагать себя.

Сейчас, будучи уже одним из самых известных европейских пианистов и надеждой всей польской нации, Андершевский по-прежнему не желает тянуть лямку публичной персоны. Он выглядит красавчиком только на студийных фотосессиях, не любит, когда ему навязывают чужие вкусы и указывают, что играть (в этом случае он отказывается от ангажементов). Он замкнут в себе и полностью погружен в музыку. На "Декабрьских вечерах" ему будет хорошо — воздух здесь по-прежнему пропитан эпохой Рихтера и публика готова принять Андершевского таким, какой он есть.
22 ноября 2005,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация