Московская международная биеннале молодого искусства: Стратегический проект

О выставке

Проект, демонстрирующий срез сорвеменного искусства Украины, Чехии, Азербайджана, Пакистана и Таиланда.

У биеннале на этот раз три площадки для стратегических проектов, т.е. к ГЦСИ и ММСИ прибавился универмаг «Цветной» (но там получилось совсем тоскливо), и эти кураторские проекты друг с другом не связаны. В ММСИ — выставки об искусстве Украины, Азербайджана, Чехии, Таиланда и Пакистана.

С одной стороны, аналог (пусть далекий) практикуемой на главной мировой биеннале в Венеции модели с презентацией национальных павильонов. С другой, две бывших советских республики и когда-то опробовавшая социалистическую модель Чехия (тогда, разумеется, Чехословакия). Больше всего ждали молодой украинский contemporary art. Тем более что в основном биеннальном проекте «Время мечтать» (в Музее Москвы) не оказалось ни одного художника из соседней страны. Сергей Климко и Леся Кульчинская из киевского Центра визуальной культуры свой кураторский выход назвали «Эксплуатацией воображаемого». Довольно странно, что в пресс-материалах не назван Алексей Радинский с видео «Референдум», пожалуй, самой жесткой тут работой. Общее состояние, конечно, тревожное.

И в инсталляции Евгения Самборского «Амнезия» — хибаре, сколоченной из хлама и новехонько-белой внутри, с плывущими по экрану абстрактными картинками, — и пульсирующей вопросом, родится или нет «новый политический и социальный субъект после зимы палаток и баррикад»? И в слайд-шоу Даны Косминой с заретушированными на советский манер — вернее, вынутыми и ставшими белыми пятнами лицами политических деятелей на собраниях. Азербайджанский проект «Астар», сделанный Наилей Аллахвердиевой, адресует разом к per aspera ad astra («Чрез тернии к звездам») и к astar, переводимому с азербайджанского как «подкладка». Тут толкуют о том, как светское, современное государство сталкивается с национальными традициями. Когда у женщин все еще недостаточно прав или когда показать обнаженное тело, которым сегодня мало кого и мало где удивишь, для них можно «подпольно», скрывая лицо. Когда нациоанльная эстрада достает и наступает на пятки. Когда с китайской армией сравнивают «стаю» вентиляторов - а китайское производство наступает на пятки домашнему. Но вообще-то давший название проекту фильм Замира Сулейманова и Эммина Азизбейли «Астар» — дремотно-красивая череда кадров, делящая минуты повседневности с молодым бакинцем. В целом предсказуемо, зато все предельно ясно.

Иллюстрация: Zamir Suleymanov, Astar, 2012. Short video

Спецпроект

Загружается, подождите ...