Москва
Москва
Петербург

Игорь Макаревич, Елена Елагина "В пределах прекрасного"

На своей выставке в Третьяковке супруги Игорь Макаревич и Елена Елагина представляют результаты своей экспедиции внутрь черепа советского человека.

Заслуженные художники, дождавшиеся очереди на персональную выставку в Третьяковке, обычно настаивают на том, чтобы представить свои свежие работы. Но Игорь Макаревич и Елена Елагина не просто лауреаты каких-то премий, а заслуженные концептуалисты. Поэтому даже их решение сделать строго ретроспективную экспозицию можно было бы воспринять как очередную мистификацию. Но не тут-то было. Все правда: родились, учились, работали, потом поженились, художники-универсалы. Елагина помогала Эрнсту Неизвестному ваять знаменитое надгробие для Хрущева, Макаревич был важным человеком в мире книжной иллюстрации. Дружат с Ильей Кабаковым, принимают активное участие в перформансах эфемерной арт-группы «Коллективные действия». Обманка запрятана гораздо хитрее. Десятилетиями эти мастера — то вместе, то врозь — бесстрашно изучали бесконечные метафизические глубины подсознания советского человека. Задача истинных художников не только в том, чтобы погрузиться в эти провалы и пропасти — нужно еще уметь и успеть из них вынырнуть, и в назидание будущим поколениям поведать об увиденном, а это могут только хорошие рассказчики.

Вот добросовестно изложенное Еленой Елагиной жизнеописание Ольги Борисовны Лепешинской, ученого, много сделавшего для того, чтобы продлить жизнь советского человека до 150 лет и тем самым существенно увеличить его трудовой стаж. Вот Homo Lignum (человек деревянный) Н. И. Борисов (1927-1989), от имени которого Игорь Макаревич рассказывает, как скромный бухгалтер деревообрабатывающего комбината превратился в грустного немолодого Буратино. Вот одна из последних совместных работ — «Паган». Грибы, оказывается, не только служат людям пищей и средством передвижения в психоделических путешествиях — они еще и являются важным революционным фактором в геополитике и геокультуре.

Все эти персонажи — призраки, реальность которых подтверждается только безукоризненным и тонким мастерством, с которым изготовлены и дневники Ольги Борисовны Лепешинской, и скульптурные автопортреты деревянного человека. Выставка не случайно называется «В пределах Прекрасного»: искусство осталось единственной областью реального в мире, давно уже завоеванном симулякрами.

16 ноября 2005,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация