Комедиант

О спектакле

История актерского семейства Райс.
Для новой постановки Театра Комиссаржевской больше подходит название "Фигляр", а не "Комедиант". Впервые историю актерского семейства Райс показали в театре в конце 50-х. На премьере главную роль — третьесортного эстрадника Арчи Райса — сыграл Лоуренс Оливье, по чьему заказу и была написана пьеса, и роль эта стала одной из лучших в его карьере.

Постановка Александра Бельского вызывает ощущение, что о сценической (а позднее — экранной) истории драмы он имеет туманное представление. Арчи Райс Евгения Иванова ломает дешевую комедию и разговаривает на повышенных тонах. Закрадывается подозрение, что еще немного — и он сорвется в истерику. Интереснее наблюдать за персонажем Бориса Соколова — Билли Райсом, человеком, который знает про этот мир почти все. Он с достоинством переживает и крах театра, и смерть внука. Для него фиглярство Арчи унизительно, это равносильно потере профессии. "Я — артист старой школы! Ты даже не подозреваешь, о чем идет речь!" — кричит Билли своему сыну. И оказывается прав. Попытка актера Иванова установить контакт с партнерами и зрителями с помощью одних ужимок и подмигиваний проваливается.

Кабаре в понимании авторов спектакля — это песенки сомнительного художественного уровня, приемы Comedy Club (чего стоит громкая отрыжка одного из героев), вращающаяся сцена и сверкающие лампочки. Сценография (художник Тино Светозарев), явно заимствованная из американских киномюзиклов, невольно выдает беспомощность авторов спектакля и неспособность справиться с текстом полувековой давности.

Возникающие в драме параллели с современностью в спектакле повисают в воздухе. Проявив минимум изобретательности, режиссер превратил драму Осборна в вялую историю с главным героем, держащим публику не силой своего мастерства, а силой голосовых связок.