Виктор Пивоваров "Едоки лимонов" | Виктор Пивоваров «Едоки лимонов» | Time Out

Виктор Пивоваров «Едоки лимонов»

Виктор Пивоваров «Едоки лимонов»

О мероприятии

Персональная выставка так называемого персонажного художника, обладателя спецприза в рамках премии «Мастер» Виктора Пивоварова.

Всякому, кто решит убедиться в том, что Виктор Пивоваров действительно, как уверяют критики, великий художник, следует хорошо подготовиться — освежить знания по истории искусств, почитать соответствующую литературу. Подвох таится уже в названии выставки — «Едоки лимонов». Ведь есть же «Едоки картофеля»! На холсте раннего социально озабоченного Ван Гога простые бедняки тихо поглощают свою бедную еду. А у пивоваровских бедняг лица задумчивые и философские. Наверное, потому что наелись лимонов и думают теперь об их символических смыслах в христианстве и иудаизме, картинах Ван Эйка, малых голландцев и Сурбарана, стихах Генриха Сапгира, семиотике, колесе Сансары и Райском саду — тоже с лимонами.

Все эти занимательные предметы упоминаются в каталожном тексте, подписанным неким Монахом Рабиновичем. И тут даже самый простодушный зритель, который верит всему нарисованному и напечатанному, заподозрит неладное. Придется пояснить, что это духовный лидер удивительного народа: евреев, которых Сталин заслал на самый Дальний Восток, в Биробиджан, где они ассимилировались с русскими и китайцами. А попутно создали собственную мифологию, в которой перемешались иудаизм, христианство, язычество и буддизм, и где, по китайской традиции, почитают Лису. Ей, кстати, на выставке посвящен целый раздел.

И тут уже просто догадаться, что все это вовсе не дурацкая мистификация. Просто Пивоваров — так называемый «персонажный художник», выведенный на сцену истории мирового искусства так называемым московским концептуализмом. А его персонажи отличаются желчной самоиронией. В кругу Пивоварова было много евреев по рождению и русских по культуре. И все они в какой-то момент только и думали, что о китайском. И Монах Рабинович (то есть сам Пивоваров) с даосским смирением пишет «Ну какой я монах? Я просто заблудившийся, потерянный человек, стоящий на голове».

Чтобы не возникло нелепого пафоса, среди картинок есть и такой фривольный предмет поклонения как «Лиса Влажная дырка, покровительница художников и поэтов». И этот человек сочинил в свое время логотип для «Мурзилки»! Не случайно судьба забросила его в 1982 году в самую середину Европы, Прагу, идеальное место для сюрреалистического концептуалиста. Это там, на берегу Влтавы, один сбрендивший умник сначала слепил из глины Голема, а когда оживил его, так и не понял, что с этим сокровищем делать.

Билетов не найдено!

Закрыть