М. Вайнберг - Пассажирка (премьера)

О событии

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в своей новой постановке обращается к одному из самых редко исполняемых русских авторов ХХ века — Мечиславу Вайнбергу, композитору огромного таланта и живому примеру невероятного невезения. Уроженец Варшавы, в 1939 году Вайнберг бежал от фашистов в СССР и в 1943 году обосновался в Москве.

Зять Соломона Михоэлса, в разгар антисемитской кампании начала 50-х годов Вайнберг успел попасть в тюрьму, что автоматически поставило крест на его карьере как композитора — причем впоследствии ему не помогли ни его собственный талант, ни реабилитация, ни заступничество Шостаковича. Всю долгую жизнь Вайнберг (он скончался в 1996 году) оставался в тени своего учителя и под сильнейшим его влиянием. Это стало его еще одной трагедией — если имя композитора упоминается в анналах истории музыки, то исключительно применительно к имени мэтра.

По иронии судьбы, и нынешняя премьера оперы Вайнберга «Пассажирка» приурочена к 100-летнему юбилею Шостаковича. Антивоенный пафос этого опуса, рассказывающего о встрече после Второй мировой войны бывшей узницы концлагеря и бывшей надзирательницы, в начале 60-х, казалось бы, должен был вызвать благосклонность властей. Однако постановка была фактически запрещена директивой «сверху» — причем не только в СССР, но и за его пределами («абстрактный гуманизм» — такое определение оперы содержалось в письме, запрещавшем постановку оперы в Пражском национальном театре). Концертное исполнение «Пассажирки» силами солистов и оркестра Музыкального театра под управлением Вольфа Горелика станет мировой премьерой этого произведения и, может быть, позволит выйти из тени другим работам недооцененного сочинителя.

Солисты, хор и оркестр Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Дирижер В. Горелик.