Нежная добыча

О книге

Есть удивительное фото Питера Боулза 1949 года. Писатель (и академический композитор - нечастое для ХХ века сочетание) сидит в комнате, похожей на фасеточный глаз гигантского насекомого: пол и стены ее украшены арабской мозаикой из абсолютно одинаковых шестиугольников. Эта фотография - идеальная эмблема для Нежной добычи, сборника 14 ранних рассказов. Кстати, их Боулз писал одновременно с романом Под покровом небес, принесшим ему известность благодаря одноименному фильму Беротолуччи.

Оказавшись в марокканском городе Танжере, где ему предстоит провести бльшую часть своей долгой жизни (1910-1999), Боулз как внимательный наблюдатель-чужак делает слепок с непривычной реальности. Он впитывает каждую мелочь: крик уличного торговца, предсмертный визг животного, ночные контуры глинобитных хижин, а затем воссоздает новый для себя мир. Яркий пример - рассказ Далекий случай. Профессор-лингвист приезжает в маленький арабский городок. Там его крадут работорговцы, отрезают язык и в течение года водят на цепи по торговым площадям, заставляя плясать и лаять по-собачьи.

Каждый рассказ Боулза - это отдельная вселенная, существующая по своим законам. Общее у них одно - инфернальная экспрессия, способная любое обыденное описание превратить в языческую мистерию. Ты словно оказываешься в мире, реальность которого размыта, смазана - будто четкую фотографию расцарапали ножом и облили соляной кислотой. Тут нет ни яви, ни сна. Тебя засасывает в воронку. Тебе страшно, очень страшно, но одновременно ты чувствуешь, что оторваться от книги невозможно.