Франция: четыре руки и вино

О событии

23 мая в доме-музее Скрябина состоится концерт-лекция «Франция в четыре руки».

В Доме-музее Скрябина прозвучат произведения французских классиков, написанные для исполнения на фортепиано в четыре руки. За роялем – лауреаты международных конкурсов Елена Мойсеенко и Фатима Дзусова.

Гостей концерта-лекции, представленного просветительским проектом SoundOut, ждёт музыка и увлекательный рассказ о том, как она создавалась. Слушатели получат возможность погрузиться в атмосферу творчества, узнать – как именно и почему были написаны великими композиторами, представленные в программе шедевры, ощутить дыхание давно ушедшей эпохи, и, как знать… может быть… увидеть что-то новое в сегодняшнем дне.

Сюита «Долли» написана Габриэлем Форе для семьи Эммы Барзак, исполнявшей его песни. Долли (Куколкой) близкие звали Елену, дочь певицы. Ей, помимо общего названия произведения, посвящена отдельная пьеса: «Сад Долли». Брату Елены Раулю, по прозвищу «Мяу», также нашлось место в сюите. Пьеса так и называется – «Мяу». А ещё есть «Колыбельная», «Нежность», «Китти-вальс» и, навеянная образами Испании, «Падеспань».

Сюиту «Моя матушка гусыня» Морис Равель сочинил для Мими и Жана Годебски – детей своих друзей, которым любил рассказывать разные истории (по его собственному выражению «не слишком грустные по вечерам, во избежание кошмаров, и мрачные по утрам, для возбуждения аппетита»). Рассказы вылились в музыкальный шедевр для фортепиано в четыре руки, вскоре превратившийся в оркестровую сюиту и балет. Это было крайне необычным – как правило, композиторы начинают с балета, затем, выбрав лучшие эпизоды, создают оркестровую сюиту. После чего возникает фортепианное переложение. Но эта музыка оказалась настолько яркой и удачной, что Равель, видимо, просто не мог себя сдержать.

«Пляску смерти» Камиль Сен-Санс написал для симфонического оркестра, вдохновлённый произведением поэта-символиста Анри Казалиса. В стихотворении описывается ночная пляска скелетов на кладбище, под стук каблуков Смерти, играющей на скрипке. «Пляска смерти» посвящена пианистке Каролине Монтиньи-Ремори. Тем интереснее будет услышать её, звучащую на фортепиано – ведь у исполнителей появляется прекрасная возможность показать симфоническое богатство тембров любимого инструмента во всём его неисчерпаемом многообразии.

Также прозвучат «Enfantines» Дариуса Мийо – одного из самых плодовитых композиторов XX века (443 опусных сочинения!), и Соната в 4 руки Франсиса Пуленка – композитора, про которого современники говорили: «Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели».

Спецпроект

Загружается, подождите ...