Д. Верди "Реквием для солистов, хора и оркестра"

О событии

Александр Ведерников и артисты Большого театра возвращают в стены консерватории любимый москвичами знаменитый "Реквием" Верди.
Несмотря на то что реквием (он же — заупокойная месса) формально является частью католического богослужебного чина, православно ориентированные москвичи относятся к нему с повышенным вниманием. Любое исполнение, скажем, моцартовского «Реквиема» обязательно собирает полный зал: представители старшего поколения слушателей, как по команде, достают носовые платки при первых аккордах знаменитой Lacrimosa. С моцартовской лебединой песней успешно соперничает «Реквием» Верди. Многие до сих пор помнят его исполнение 1989 года в Московской консерватории: толпы меломанов тогда с боем брали Большой зал. С тех пор Риккардо Мути приезжал с вердиевским «Реквиемом» еще раз, и встречали его с таким же ажиотажем. Теперь это сочинение благодаря Александру Ведерникову возвращается в стены БЗК — и перед входом в зал снова обязательно будет ходынка.

Написанный в 1874 году, уже после создания «Дон Карлоса» и «Аиды», «Реквием» унаследовал от своих предшественниц-опер яркую театральность — недаром два премьерных исполнения были запланированы в церкви Св. Марка, а затем и в La Scala. Посвящение опуса памяти известного итальянского поэта Алессандро Мандзони добавило гражданского пафоса. Впоследствии ему была уготована роль музыкального блокбастера, который если не потрясет, то уж точно испугает. В «Реквиеме» много проникновенных страниц, в которых Верди поднимается до моцартовских сакральных высот. Но все же наиболее известной его частью является не самый тихий фрагмент, как у Моцарта, а, наоборот, самый громкий — сотрясающий стены Dies Irae, «День гнева», в котором изображается Судный день. Именно за этот эпизод склонные к апокалиптическому видению мира русские слушатели так любят вердиевский «Реквием».

Спецпроект

Загружается, подождите ...