Русский космос

Русский космос

Русский космос

О выставке

Балалайки, валенки и матрешки на посту экспортных национальных символов в последние годы сменили авангард и космизм. Последнему и посвящена выставка в МАММ – она исследует, как повлияло на искусство это экстравагантное философское течение начала ХХ века.

Русский космизм – затея философа Николая Федорова. В конце XIX века он мечтал о будущем, когда наука и техника разовьются и позволят преодолеть все природные несовершенства, раз и навсегда искоренив зло. Идеей фикс Федорова было победить смерть. Делать это он планировал, воскрешая предков с помощью технических и научных достижений – а чтобы было, куда потом их расселить, еще и осваивая космос: Луну и ближайшие планеты. Собственно, из этой системы обеспечения оживших предков жильем и выросла вся российская космическая программа – ее основоположник Константин Циолковский был продолжателем идей Федорова. Как именно он предлагал их воплощать, можно понять по его рисункам из «Альбома космических путешествий».

Константин Циолковский. Альбом космических путешествий. 1933

Впрочем, замыслы философа были популярны не только среди ученых. Они оказались в непосредственной близости к советским гражданам. Например, Ленин в мавзолее, согласно воззрениям Федорова, – это идеально сохраненный образец, предназначенный для последующего воскрешения. Для того же дела победы над смертью в 1926 году был создан Институт крови, где проводились эксперименты по переливанию с целью омоложения организма.

Иван Михайлов. Из серии «Детская площадка». 2010

Философия Федорова нашла последователей в том числе и среди художников. Василий Чекрыгин, например, в 1922 году создал посвященный космизму цикл «Воскрешение». Его современники-авангардисты вдохновлялись идеей космоса, но воспринимали все скорее как символ прекрасного будущего и необходимости попыток его достижения. Этому посвящены работы Казимира Малевича, Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, Владимира Стерлигова и Николая Суетина.

После их художественных опытов космические идеи были забыты до конца 1940-х. В 1957 году запускается первый искусственный спутник, а в 1961-м в космос летит Гагарин, и художники снова возвращаются к теме. Пример из экспозиции МАММ – серия «Проект реконструкции звездного неба» 1960-х Франциско Инфанте.

Илья и Эмилия Кабаковы. Центр космической энергии. Внешний вид центрального здания (здание № 1). 2003

Третья волна интереса к космосу в искусстве пришлась уже на 2000-е. Например, фотограф Иван Михайлов снимал разбросанные по детским площадкам ракеты, символизирующие мечты советских детей стать космонавтами, Павел Пепперштейн сделал «Космические дыры» темой своих рисунков, а Илья и Эмилия Кабаковы создали свой вариант мифологии по теме – серию «Центр космической энергии». Космический миф выдержал испытание крахом Советского Союза и до сих пор остается с нами – вместе с перспективой прекрасного будущего.

На верхнем фото: Александр Моклецов. Русский искусственный спутник «Восток». 1960-е

Билетов не найдено!

Закрыть