Москва
Москва
Петербург

Вита Буйвид. Моя любовь не струйка дыма

Кухня, тело, гомосексуализм: в ММОМА открылась ретроспектива Виты Буйвид. На примере ее работ Time Out разобрался, какие темы больше всего занимают художниц-феминисток.

Свой путь в искусстве Вита Буйвид начала в 1990-х с живописи,
а потом переключилась на фотографию и стала с ней активно экспериментировать: раскрашивать снимки, составлять из них коллажи, включать фотографии в инсталляции и совмещать их с текстами. На выставке, которую ММОМА организовал вместе с Фондом содействия развитию современного искусства RuArts, показывают ее проекты последних 20 лет. Хотя художница официально и открещивается от борьбы за равноправие, во многих ее произведениях все равно присутствуют традиционно феминистские мотивы.

 

Телесность

На передовой фем-обсуждений находятся стереотипы о том, каким должно быть женское тело. Считается, что веками художники-мужчины делали искусство, предназначенное опять же для мужчин, а значит, на картинах должны были быть соблазнительные девушки. Буйвид оспаривает эту тенденцию, снимая модель с нестандартными формами. Еще серия затрагивает традиционное для классического искусства распределение ролей: активный мужчина-живописец и пассивная женщина-модель, объект для рассматривания. «Художник» на фотографии — это Белла Матвеева. Обозначая ее профессию в мужском роде, Буйвид привлекает внимание к нормам языка, которые поддерживают гендерные стереотипы, — мы часто этого не замечаем.

 

Кухня

В Советском Союзе женщины работали наравне с мужчинами, но, кроме того, еще должны были содержать дом и заниматься детьми. Кажется, ситуация не изменилась до сих пор, и кухня у феминисток — символ этого недооцененного домашнего труда. Серия «Инквизиция» — это фотографии традиционных предметов для приготовления пищи и инсталляция с мясорубками. Мясо здесь вновь напоминает о телесности. А процесс превращения в фарш — метафора пыток инквизиции и множества предрассудков того времени.

 

Рукоделие

Рукоделие — еще один образ женского труда: «кружавчики», которыми Буйвид обвязывает фотографии в серии «Люби меня, как я тебя», ассоциируются с традиционной женской художественной деятельностью. Их соединение с «профессиональным» искусством — фотографией — можно трактовать как попытку преодолеть стереотипы насчет «женских» и «мужских» занятий.

 

Гомосексуализм

Борьба за то, чтобы выбирать, как выглядеть, как себя вести и что делать без оглядки на патриархальную общественную систему, не может обойтись и без ужасной темы выбора того, с кем вступать в отношения, — а значит, и кивков в сторону однополой любви. Буйвид обращается к ней в серии «13 лун», отсылающей к проникнутому гомоэротизмом фильму Райнера Вернера Фассбиндера «В год тринадцати лун». По словам куратора выставки в ММОМА Сергея Попова, «ее кадры провоцируют и интригуют, но не раскрывают телесных тайн и не соблазняют. Они заставляют размышлять о нескончаемом притяжении и отторжении полов».

26 апреля 2016,

Еще по теме

Поздний Машков

Поздний Машков

«Крепыш и здоровяк», «любитель охать», сторонник живописи «от желудка»: таким описывают художника Илью Машкова его ученики. К выставке «Поздний Машков» Time Out перечитал их воспоминания и выбрал лучшие отрывки.

От Елизаветы до Виктории

От Елизаветы до Виктории

В Третьяковку привезли 49 картин из собрания лондонской Национальной портретной галереи. На них — главные деятели британской политики, культуры и науки последних 300 лет. Time Out описал истории пяти героев: королевы, куртизанки, художника, архитектора и писателя.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация