Москва
Москва
Петербург

Поздний Машков

«Крепыш и здоровяк», «любитель охать», сторонник живописи «от желудка»: таким описывают художника Илью Машкова его ученики. К выставке «Поздний Машков» Time Out перечитал их воспоминания и выбрал лучшие отрывки.

Экспозиция в фонде In Artibus объединила живопись и графику 1920–1930-х годов. К этому времени Машков уже успел основать общество художников «Бубновый валет», увлечься экспериментами с цветом и формой в духе сезаннизма, а после 1917 года — обратиться к близким соцреализму темам и начать создавать портреты колхозников и партизан, изобильные натюрморты и картины счастливого детства. Все это время он продолжал преподавать: из его мастерской вышли сотни благодарных учеников, многие из которых оставили воспоминания об учебной поре.

 

Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой. 1930

Из воспоминаний А. Эфроса:

«Очень уж велика противоположность между силой машковского дарования и его человеческой робостью. Все они, бубновалетовские люди, крепыши и здоровяки, но из крепких крепкий, из здоровых здоровый — Машков. Силища в его живописи прет через край. А он сидит и охает: ой, боюсь! Ой, не смею! Ой, не знаю, что делать? Как приступить? А ведь он — отличный натюрмортист и незаурядный портретист, когда забывает о своих приступах медвежьей болезни. Портреты в руках Машкова — ключ к прямому, правдивому, суровому искусству иконографии, а он чурается [портретов] или ходит вокруг да около. Не знаю, в каком порядке — общественного воздействия что ли? — а надо дать Машкову крепительного и засадить за серию портретов ударников, выбрав модели повыразительнее. Думается, от этого был бы настоящий толк и для искусства, и для художника».

 

Гурзуф. Женский пляж. 1925

Из воспоминаний Е. Зерновой:

«Он говорил, что живопись должна идти “от желудка”, то есть от непосредственного ощущения, темперамента; чем звонче цвет, тем лучше. Иногда он приводил в пример роспись русских подносов, чайников, вывесок. Она цветиста, выразительна, лаконична. Он любил примитивы и хвалил нам Анри Руссо».

 

Снедь московская. Хлебы. 1924

Из воспоминаний Г. Рублева:

«Однажды Илья Иванович попросил нас купить у Елисеева на Тверской всевозможных хлебных изделий. Ребята привезли на извозчике целый узел. И Илья Иванович поставил огромный натюрморт. Он долго ставил, пробовал, переставлял, убирал и заменял одно другим и, наконец, когда, по его мнению, натюрморт “утрясся”, воскликнул: “А знаете, ребята! Натюрморт мне нравится, и с этого места я буду писать с вами, вы его не занимайте”. На другой день он привез холст и за неделю написал натюрморт “Снедь московская. Хлебы”, ставший одним из лучших произведений новой советской живописи».

 

Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики. II вариант. 1939

Из воспоминаний Ю. Меркулова:

«Живопись была богиней Машкова, и даже рисунок подчинялся ее законам, являясь средством для подготовки цветных слоев и объемов. “Ставил” натюрморты он бесподобно и исключительно разнообразно, пользуясь запасом старинных одежд, тряпок разных цветов, разнообразных предметов, вводя фрукты и овощи и все, что давало контрасты, валеры и цветовые пятна, развивая наш глаз к восприятию всего огромного разнообразия окружающего нас цветного мира».

21 апреля 2016,

Еще по теме

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев

В Еврейский музей привезли малоизвестные авангардные произведения со всей России — здесь оказались и Кандинский с Малевичем, и еще 58 авторов. Time Out отправился на выставку, чтобы выяснить, откуда они взялись и что все-таки в данном случае значит «До востребования».

Илья Федотов-Федоров: «Я себя никогда не ассоциировал с людьми»

Илья Федотов-Федоров: «Я себя никогда не ассоциировал с людьми»

Илья Федотов-Федоров, кажется, участвует в каждой второй групповой выставке современного искусства в Москве. Time Out встретился с художником в преддверии его сольного проекта «Коллекция розовой книги #1» в музее «АРТ4» и поговорил о детских страхах и любви к муравьям.

Борщ и шампанское

Борщ и шампанское

В ММОМА показывают коллекцию современного искусства из собрания галериста Владимира Овчаренко. Запивая борщ шампанским, он выстроил на выставке диалог между отечественными и западными авторами.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация