Московское метро — подземный памятник архитектуры

О выставке

В Музее архитектуры открылась выставка, посвященная московскому метро. Time Out посмотрел экспозицию и вспомнил историю подземки от самого первого проекта 1875 года.

В МУАРе показывают фотографии и эскизы проектов станций — и тех, что были построены, и тех, что были представлены на конкурс, но почему-то не прошли. Собрали все вместе организаторы с амбициозной задачей — включить ансамбль главных станций московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На выставке про досоветский период метро ничего не сказано, но мы помним, что началась его история еще в 1875 году — тогда возникла первая идея проложить линию от Курского вокзала до Марьиной рощи. Правда, до проекта дело тогда так и не дошло, а первый конкретный план строительства предложили только в 1902 году инженеры Балинский и Кнорре. Городской думе он, однако, пришелся не по душе, резолюция гласила: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в том, что план хорошо проработан, а еще исследователи говорят, что принятию проекта помешало «трамвайное лобби»: трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну.

Станция Комсомольская.

После 1902 года было выдвинуто еще несколько предложений по строительству, ни к чему, правда, не приведших: например, в 1925-м  свое видение того, каким должно быть московское метро, представила компания Siemens Bauunion GmbH. Но денег на строительство тогда не нашли, и проект остался на бумаге.
В 1933 году стало окончательно понятно, что трамвай (а именно он в то время был главным средством транспорта для москвичей) с количеством пассажиров больше не справляется, и деньги на метро все-таки нашлись. По плану, первая ветка метро (Сокольническая) прошла прямо под самыми загруженными маршрутами трамвая.

Станция Аэропорт

Строили ударными темпами — всего за 2 года соорудили 13 станций — и 15 мая 1935 года московский метрополитен был торжественно открыт. Первая ветка протянулась от Сокольников до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую. А потом до начала Великой Отечественной войны были открыты еще две линии: Замоскворецкая и Арбатско-Покровская.

За свою историю метро не работало лишь один день: 15 октября 1941 года Каганович распорядился закрыть подземку, за 3 часа подготовить проекты ее уничтожения как стратегически важного объекта, и 16 октября было единственным днем, когда метрополитен не работал. Уже 17-го он открылся и потом до конца войны использовался как бомбоубежище. За это время там даже родилось 217 детей.

Впрочем, Вторая Мировая была не единственной войной, которая повлияла на историю метро: строительство самой глубокой части Арбатской линии началось вместе с Холодной войной: так называемые станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной катастрофы.

После войны строительство продолжилось — появилась кольцевая линия, а еще метро соединило все вокзалы. В конце 1940-х подземка, и прежде поражавшая воображение пышностью, стала еще богаче и превратилась в витрину побед и достижений СССР. Станции строились по индивидуальным проектам, декорировались камнем и мозаикой, украшались скульптурами и авторскими светильниками, а некоторые, например, Библиотека имени Ленина — даже древними окаменелостями. В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и все закончилось: отныне метро должно было строиться быстрее и дешевле. На каждую станцию стали выделять сумму, в которую необходимо было уложиться, и от дорогих индивидуальных проектов стали переходить к дешевым типовым. Последними станциями, построенными в пышном сталинском стиле, стали «Фрунзенская» и «Спортивная», открытые 1 мая 1957 года.

Собственно, типовых проектов выставка уже не касается — она посвящена только парадному сталинскому метро. Если не думать о том, какой ценой оно было построено, смотреть на его фотографии в экспозиции одно удовольствие: подземка на них выглядит как идеальная архитектура бесконечного и счастливого тоталитарного будущего.