Москва
Москва
Петербург

Московское метро — подземный памятник архитектуры

В Музее архитектуры открылась выставка, посвященная московскому метро. Time Out посмотрел экспозицию и вспомнил историю подземки от самого первого проекта 1875 года.

В МУАРе показывают фотографии и эскизы проектов станций — и тех, что были построены, и тех, что были представлены на конкурс, но почему-то не прошли. Собрали все вместе организаторы с амбициозной задачей — включить ансамбль главных станций московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На выставке про досоветский период метро ничего не сказано, но мы помним, что началась его история еще в 1875 году — тогда возникла первая идея проложить линию от Курского вокзала до Марьиной рощи. Правда, до проекта дело тогда так и не дошло, а первый конкретный план строительства предложили только в 1902 году инженеры Балинский и Кнорре. Городской думе он, однако, пришелся не по душе, резолюция гласила: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в том, что план хорошо проработан, а еще исследователи говорят, что принятию проекта помешало «трамвайное лобби»: трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну.

Станция Комсомольская.

После 1902 года было выдвинуто еще несколько предложений по строительству, ни к чему, правда, не приведших: например, в 1925-м  свое видение того, каким должно быть московское метро, представила компания Siemens Bauunion GmbH. Но денег на строительство тогда не нашли, и проект остался на бумаге.
В 1933 году стало окончательно понятно, что трамвай (а именно он в то время был главным средством транспорта для москвичей) с количеством пассажиров больше не справляется, и деньги на метро все-таки нашлись. По плану, первая ветка метро (Сокольническая) прошла прямо под самыми загруженными маршрутами трамвая.

Станция Аэропорт

Строили ударными темпами — всего за 2 года соорудили 13 станций — и 15 мая 1935 года московский метрополитен был торжественно открыт. Первая ветка протянулась от Сокольников до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую. А потом до начала Великой Отечественной войны были открыты еще две линии: Замоскворецкая и Арбатско-Покровская.

За свою историю метро не работало лишь один день: 15 октября 1941 года Каганович распорядился закрыть подземку, за 3 часа подготовить проекты ее уничтожения как стратегически важного объекта, и 16 октября было единственным днем, когда метрополитен не работал. Уже 17-го он открылся и потом до конца войны использовался как бомбоубежище. За это время там даже родилось 217 детей.

Впрочем, Вторая Мировая была не единственной войной, которая повлияла на историю метро: строительство самой глубокой части Арбатской линии началось вместе с Холодной войной: так называемые станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной катастрофы.

После войны строительство продолжилось — появилась кольцевая линия, а еще метро соединило все вокзалы. В конце 1940-х подземка, и прежде поражавшая воображение пышностью, стала еще богаче и превратилась в витрину побед и достижений СССР. Станции строились по индивидуальным проектам, декорировались камнем и мозаикой, украшались скульптурами и авторскими светильниками, а некоторые, например, Библиотека имени Ленина — даже древними окаменелостями. В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и все закончилось: отныне метро должно было строиться быстрее и дешевле. На каждую станцию стали выделять сумму, в которую необходимо было уложиться, и от дорогих индивидуальных проектов стали переходить к дешевым типовым. Последними станциями, построенными в пышном сталинском стиле, стали «Фрунзенская» и «Спортивная», открытые 1 мая 1957 года.

Собственно, типовых проектов выставка уже не касается — она посвящена только парадному сталинскому метро. Если не думать о том, какой ценой оно было построено, смотреть на его фотографии в экспозиции одно удовольствие: подземка на них выглядит как идеальная архитектура бесконечного и счастливого тоталитарного будущего.

 

18 марта 2016,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация