Москва
Москва
Петербург

Сергей Калинин. Ланнистеры всегда платят свои долги

«Игра престолов», «Настоящий детектив», «Шерлок», «Во все тяжкие» — нет, мы не составляем список любимых сериалов редакции, а перечисляем темы работ Сергея Калинина с его выставки в галерее «Триумф». На ней художник предлагает понять, что портрет Кхалиси может сказать о нашем обществе.

Игра престолов

Ученые в последнее время вовсю исследуют сериалы — чуть ли не главный продукт культуры современности. В длинных историях о царях, детективах или школьных учителях, ступивших на скользкую дорожку, проявляются нормы нашего общества, а, значит, анализируя экранный мир, мы можем лучше понять и самих себя. Сергей Калинин делает то же самое методами искусства: развлекательный сюжет его работ оборачивается благородной задачей познания мира.
Начинает он это, правда, с «Игры престолов», сюжет которой от современности максимально удален. Суть сериала художник передает через натюрморты, которые выражают страсть жителей Семи Королевств к обладанию, через сцены встреч героев с любовниками и любовницами, говорящими о царящих нравах, и через портреты главных действующих лиц, которые в основном действуют мечом или обманом. Самый непорочный образ в серии — Кхалиси, которая обнаженной выходит из реки вместе со своими драконами и становится символом новой власти.

Настоящий детектив

Все картины на выставке — это не копии конкретных кадров из сериалов, а мозаики, собранные из многих сюжетов: действуя таким образом, художник пытается отвлечься от всего случайного и выразить суть. Кроме того, у живописных циклов по мотивам каждого сериала есть свой главный жанр. В «Игре престолов» это натюрморт, а в «Настоящем детективе» — пейзаж, молчаливая и беспристрастная декорация для преступления. Другие работы в этой серии — случайные кадры, как будто выпавшие из папки, посвященной расследованию запутанного дела. Создается впечатление, что стоит разложить их в правильном порядке, и все станет ясно, но ничего не выходит: кажется, серия представляют собой образ нашего времени, в котором целостности и единства больше не существует, а вместо него — множество разрозненных фрагментов и бесконечность точек зрения.

Шерлок

«Шерлок» становится попыткой понять «английский дух». Неуловимая субстанция раскрывается в цепочках ассоциаций, которые начинаются в работах Сергея Калинина и отсылают к английской культуре. На одной из работ Шерлок и его брат, высокопоставленный работник министерства, прячут руки с сигаретами за спиной, чтобы не увидела мама — это напоминает английское шоу «Монти Пайтон» и его «министерство дурацкой походки», а картина с таблетками в пузырьках из «фармакологической дуэли» — это одновременно и напоминание об одном из самых известных сейчас британских художников Дэмиене Хёрсте (он тоже делал работы на околомедицинские темы), и воспоминание о другом английском знаменитом авторе Фрэнсисе Бэконе с его фигурами в прозрачных клетках.

Во все тяжкие

Разглядывая цикл, посвященный «Breaking Bad», можно продолжить игру в ассоциации: паук в банке на одной из работ по замыслу Сергея Калинина должен показать опасность деятельности главного героя. А вот изображение рекламной Статуи Свободы — метафора более всеобъемлющая: символ главной демократии планеты в «Breaking Bad» оказывается дутой куклой. И в этот момент выбор художником сюжетов для картин становится уже почти политическим высказываем, а значит, 50 работ о сериалах, которые до сих пор не до конца освободились от ярлыка «низкого искусства», окончательно оправданы в глазах «высокой культуры» и художественной общественности.

 

17 марта 2016,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация