Москва
Москва
Петербург

Таир Салахов. Солнце в зените

В Третьяковской галерее открылась выставка Таира Салахова — одного из самых титулованных художников СССР.

Удивительно, что при этом Салахов был вовсе не соцреалистом, а самым настоящим художником оттепели и приверженцем «сурового стиля». Что это за направление живописи и чем оно отличалось от современного ему искусства, Time Out разобрался на примерах его главных картин.

 

«У Каспия». 1967

Пожалуй, главное в работах «суровых» художников — героизация повседневного труда. Правда, в отличие от соцреализма, расстановка акцентов здесь другая: герои — не винтики в огромной машине, работающей на построение коммунизма, а личности, живущие вне коллектива — сильные, романтичные и одинокие. Исчезает и образ стахановца, который готов себя уморить и положить на алтарь общей идеи. Герой работы «У Каспия» скорее раздумывает и планирует, а это в советское время не очень поощрялось: рабочий должен был делать дело, а подумает за него вождь.

 

«Портрет композитора Кара Караева». 1960

В Третьяковке много портретов работы Салахова, но изображение композитора Кара Караева — одно из главных. Как вспоминает художник, ему «хотелось написать Караева в будничной, рабочей обстановке, имея в виду, разумеется, что будничная работа для творца — это необыкновенный, внутренне напряженнейший процесс». По словам искусствоведа Екатерины Деготь, для первых послесталинских лет изображение людей подобным образом было революционной идеей, поскольку реабилитировало интеллигенцию со всем ее почти неизбежным космополитизмом и впервые ставило героев умственного труда на ту же высоту, что и героев труда физического.

 

«Портрет матери». 1980

У Салахова есть цикл работ, посвященных матери — Соне-ханум. В портрете 1980 года можно увидеть метафоричность, свойственную «суровому стилю». Женщина сидит на фоне куста агавы, где корень — это она сама, а листья символизируют детей, которых она вырастила одна: отец Салахова был репрессирован в конце 1930-х. Вот что рассказывал о своем детстве художник в интервью каналу «Культура»: «За двадцать лет в наш дом не зашел ни один человек, все боялись: это ведь была семья врага народа. Нам не подавали руки, мы, дети, выросли в какой-то изоляции. Но помню, как отец клал рубль под серебряную чернильницу и говорил: “Ну, кто сегодня лучше нарисует Чапаева?” Он засыпал, а мы старались. Эти конкурсы, пожалуй, и сделали из нас художников».

 

«Гладиолусы». 1958

Художники «сурового стиля» в пику соцреализму обращались к «низким» жанрам — пейзажу и натюрморту. У Салахова они становятся не просто выражением красоты мира, но и способом сказать что-то о социополитической ситуации. Например, «Гладиолусы» 1958 года напоминают о романтической атмосфере оттепели. Подсвеченные солнцем цветы, как стрелы, перечеркивают скучную стену дома напротив. Так на полотне возникает образ зарождающейся надежды и свободы, которую в то время так ждали. Время в работах Салахова тоже всегда символично: утро здесь — это начало дня, пути, новой и, как художнику тогда хотелось, долгой и счастливой жизни.

22 января 2016,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация