Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Аниш Капур. Моя алая родина

Капур — один из самых известных в мире скульпторов, но его выставка в Еврейском музее будет пользоваться популярностью не только поэтому. Другой причиной интереса может стать ряд недавних скандалов, связанных с работами автора.

«Грязный уголок» Капура, выставленный в июне этого года в Версале, стал одним из самых обсуждаемых произведений искусства последних месяцев: многие сочли скульптуру непристойной, а недавно вандалы и вовсе расписали ее антисемитскими лозунгами. Впрочем, к выставке в Москве эта история особого отношения не имеет, ведь представленные здесь работы могут скорее погрузить в гипноз, чем спровоцировать агрессию.

В Еврейском музее показаны 4 скульптуры, посвященные отношению объекта и пространства, но интерпретации в них не главное: работы Капура важнее не осмыслить, а почувствовать. Сделать это можно, наблюдая результаты экспериментов художника с цветом, который у него из свойства предмета становится самой материей. Веским аргументом в защиту таких опытов стала титульная работа «Моя алая родина» — 25 тонн красного воска, которые разравнивает очень медленно движущийся стальной куб. Родина в этом случае становится метафорой тела, и созерцание того, как оно изменяется под неумолимым ходом куба-времени, завораживает.

Контраст постоянным трансформациям восковой громады составляет «Убежище». Стоя перед этим желтым вогнутым стальным диском, невозможно определить его объем и форму, а цвет, существующий вне пространства, как будто засасывает в себя. Работа «Мое тело — твое тело» использует тот же прием: эта «яма» в стене поглощает зрителя и дает новый опыт восприятия материи.

Все, что есть в выставочном зале, преломляется в полированной поверхности «S-кривой» — огромной изогнутой металлической пластины. Если идти вдоль нее, то сначала видишь отражение таким, каким оно, собственно, и должно быть, но на середине пути все вдруг меняется, сворачивается, перемешивается, и на другой половине предстает уже перевернутым с ног на голову, справа налево или завернутым в узел — ситуация всегда развивается непредсказуемо. Этот «объект для селфи», как называет его художник, вносит хаос в привычные представления о пространстве, и это, пожалуй, главное свойство всех произведений Капура: они включаются со зрителем в диалог и порой ставят его в тупик. По словам скульптора, в этом и состоит назначение его работ, ведь «функция искусства — задавать вопросы, ответа на которые заведомо нет».

22 сентября 2015,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация