Москва
Москва
Петербург

«Васса»

Спектакль по первой редакции пьесы Максима Горького — о похоронах мироустройства и о безжалостном давлении системы на живых, очень разных людей.

Красный гранит мавзолея вздымается крутыми уступами, перекрывая даже надежду на возможность увидеть кусок неба. У подножия мавзолея, привычно ковыляя по колдобинам, люди в черном несут гроб, ведомые попом в праздничном красном облачении. Гроб пристраивают на ступенях. Он пуст. Его используют как единственное место в мертвом доме, где хоть прилечь можно. Побирушка голосит, как и положено на похоронах, — о том, что дело, которому отдано тридцать лет жизни, идет прахом. В спектакле Театра на Малой Бронной «Васса» по первой редакции пьесы Максима Горького по воле молодого режиссера Вячеслава Тыщука хоронят не человека, а мироустройство.

Самих людей это мироустройство, где человек подчинен идее, или делу, или «скрепам», уже похоронило под собою заживо. Время для них остановилось. Горничная Липа в платье начала прошлого века снует между одетыми в безликое советское тряпье домочадцами Вассы Железновой, упакованной, как в кокон, в перешитый из сталинских шинелей костюм, увешанный трудовыми наградами. Молодая сноха Людмила (острая, отважная работа молодой актрисы Светланы Первушиной) прикрывает ночной блуд помятой школьной формой и заученными под диктовку попа речевками о радостях садоводства. Еще пару лет назад такая «смычка скреп» — размалеванная школьница под пионерским салютом послушно вторит подсказкам добродушного батюшки — показалась бы смелым гротеском, а сегодня уже воспринимается как злободневные реалии. Те, кому удается хотя бы на время сбежать из мавзолея в другую жизнь, возвращаются будто из другого времени: брат хозяина Прохор, мечтающий забрать из дела свои деньги, разгуливает в рокерском прикиде и поет Летова, а дочь Вассы Анна приезжает из города в отчий дом в модном элегантном наряде.

Люди на фоне монументальной конструкции выглядят мелкими, суетливыми и ненужными. Но живыми: режиссеру важно показать, что система давит именно живых, очень разных людей, у каждого из которых есть свои мечты, страхи и привязанности. Актеры Театра на Малой Бронной играют точно и детально, а свою Вассу актриса Екатерина Дурова превращает в героиню подлинной трагедии. Для дела, которому Васса истово служит, дети ее оказались непригодны: глупы, эгоистичны, уродливы. Но эта иссушенная до образа мумии суровая жрица не перестает их любить даже тогда, когда приносит в жертву.

6 августа 2015,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация